Миссия Серенити: Большое космическое недоразумение
История появления «Миссии “Серенити”» это такой детектив с продолжением. Сначала Fox запускает в производство фантастический сериал под несколько странным для русского уха названием «Светлячок» (отечественные фэны сериала поэтому предпочитают пользоваться англоязычным прототипом — Firefly), потом вполне рейтинговый и обросший постоянной аудиторией проект канал Fox буквально на 11й серии закрывают, и спустя некоторое время (два года) режиссёр сериала Джосс Уидон заключает контракт на полнометражную экранизацию собственного сюжета из «вселенной Firefly» с теми же актёрами, сорокамиллионным бюджетом и жанровым позиционированием «космического вестерна». Название фильму положили наследственное — по имени корабля, главного героя сериала-прототипа.
Армия фэнов, возвросшая в массе своей на DVD-релизе, встретила новость с воодушевлением. Со стороны съёмочной группы тоже последовали традиционные заверения в том, что «нам всегда было тесно в рамках сериала», с выходом на полный метр режиссёр обещал снять нечто фантастическое (извините за невольный каламбур), зрителю обещали почти что вторые «Звёздные войны», кино не только для фэнов сериала, но и для широкого зрителя. И первый тизер, ставший достоянием общественности, производил должное впечатление на ценителей космоопер и вообще кинофантастики. В «Серенити» космические корабли не должны были, как им и положено, издавать звуков, предполагалась и серьёзная подоплёка повествования, достойная лучших образчиков жанра. Тонкая психология, подробная проработка характеров и прочая.
Однако когда ближе к началу мирового проката (отложенного на полгода из-за нестыковок с командой промоушена) в сети и кинотеатрах стали появляться полноценные трейлеры фильма, а потом и отдельные отрывки, общая благостность как-то поутихла. Возможно, это промо-видео что-то и говорило знакомым с сюжетом сериала, но оставалось сущей абракадаброй для той самой «широкой аудитории», при это серьёзно отдавая привкусом «фэн-муви» класса «Детей Дюны», фильма хорошего, но рассчитанного на совсем не на театральный прокат. Лозунг-таглайн, выбранный промоутерами, тоже не отличался доступностью и узнаваемостью. Проще говоря, фраза «Этот сигнал не остановишь» годилась на что угодно, только не на привлечение зрителя со стороны.
Так что в результате, по итогам первого же прокатного уикенда в США картина приобрела поистине гротескные контуры — критика у фильма вполне хорошая, зрительский рейтинг стремительно выносит картину на вершины чарта IMDB, а фильм — с треском проваливается. На текущий момент ситуация с прокатом картины не изменилась ни на йоту — $24 млн мировых сборов без малейших шансов хоть как-то эту ситуацию исправить.
Собственно, начало российского проката «Миссии “Серенити”», получившей от прокатчиков такое название, чтобы сгладить несколько неблагозвучное для нашего уха звучание, проходило под лозунгом «кто виноват» — то ли это американские промоутеры в который уже раз в этом году сумели бездарно провалить рекламную кампанию, то ли и сам фильм на поверку окажется не таким уж «супердинамичным и зрелищным молодёжным экшном (sic!), который призван реабилитировать жанр космической фантастики в глазах зрителя». Конец цитаты.
Свой выбор в этой дилемме, так или иначе, сделает каждый, пришедший на сеанс, это дело личное, сделал его и ваш покорный слуга, в своё время успевший изрядно пофанатеть и над «Звёздными вратами», и над «Вавилоном-5», потому просьба тем из наших читателей, кто считает «Миссию» лучшим фантастическим фильмом десятилетия, не обижаться. Своё мнение я буду высказывать без лишних экивоков. Потому что замах был на многое. По замаху и возражения.
Начну, пожалуй, с главного.
Основная проблема большинства попыток переноса сериала на большой экран — это его не отделённость от прототипа. Детали т.н. «вселенной», причины каких-то поступков, постоянные отсылки к событиям, не вошедшим в экранную версию, детали взаимоотношений героев и логика их поведения — в «Серенити» по факту большая их часть так и осталась где-то там, далеко, поэтому всю дорогу режиссёр лавирует между необходимостью что-то постоянно объяснять (для не смотревших) и уже двигаться дальше (для смотревших), а ведь надо ещё и какой-то экшн на экране устраивать. В результате мы имеем двухчасовое полотно, на три четверти заполненное диалогами, диалогами чуть не по десять минут каждый. И всё это для верности начинается эпизодом, где диалог между оперативником некого Альянса и каким-то секретным учёным протекает в духе «А, так ты, сволочь, привёл к девчонке, умеющей читать мысли, Самых Главных Начальников!» — «Да! Но она никому этого не расскажет!» — «Тогда ты умрёшь, как собака!»
Не знаю как кому, но мне уже на этом месте (начало самое, ага) стало грустно и захотелось посмотреть на часы. Если в сериале этот сюжетный изыск мог смотреться логично (развиваясь на протяжение десятков серий), то в кинозале это звучало как издевательство. Суть заварушки такова (никаких спойлеров, это третья минута хронометража идёт) — злобный Альянс проводит опыты над людьми, в частности, над девушкой по имени Ривер Тэм, и тут выясняется, что ей помогает сбежать из лаборатории один из учёных лаборатории, оказавшийся её родным братом. Мило. Я твой отец, а я твой мать. Вот уж правда, новые ЗВ.
Если вы думаете, что дальше фильм выходит на твёрдые сюжетные рельсы и подобных радостей больше не предвидится, это вы зря. Все эти Некромонгеры (простите, Риверы-Пожиратели), все эти Амбреллы-корпорейшн (ну да, гадский Альянс), все эти харизматичные капитаны (Хан Соло, ага), все эти мегахакеры за пультом с большими и маленькими телевизорами (привет «Джонни-мнемонику» с его ручным дельфином), все эти грустные негры-Агенты о катане (Морфеус отдыхает), ничем не мотивированные псевдосамурайские приколы, а также Дер Пароль к гражданке Ривер, вызывающий смех в зале. О, это пир духа, граждане.
Сюжетообразующие для фильма диалоги все построены как оперные арии — это не диалог, это монолог, разбитый на партии. «Что нужно для управления кораблём, о мой капитан?» — «Главное в нём — любовь, о мой младший помощник!» Прелестно. Ещё раз повторюсь, всё это может быть логичным в сериале, в полном метре это называется сериальщина и фэн-муви. Пафос без страха и упрёка.
Так может, пусть глобально — сюжет, и локально — сценарий да диалоги не впечатлили, так хоть во всём этом будет как следует надавлено на оригинальность? Ну да, зомби как итог планетарного геноцида и зловредные космические Империи — это прямо супер-оригинально. Хотя нет, вспомним про «незвучащие» в космосе корабли и прислушаемся — звучит. А ещё звучит оригинальный способ маскировки — красим свой космокрейсер красной краской, сооружаем на его борту пушку (они заряжают пушку — зачем — наверное, они будут стрелять!) с живым стрелком в скафандре, обвешиваем всё мероприятие трупаками и стартуем в пространство. Авось сойдём за своих, если всё это барахло ещё в атмосфере не оторвёт. Про зловещую историю с Мирандой вообще молчу, а то разрыдаюсь. Кто выключил диск из привода, а, господа сценаристы? Это Риверы были? Он был выключен, я точно помню. А ещё они обесточили всю планету, а вот конкретно эту комнату оставили как есть, даже маяк в ней оставили.
Другие технические радости вроде десятитонного летающего тягача, который не может поднять на борт пять человек, а только четыре, отслеживания кораблей в атмосфере с помощью радиомаяков на борту этих кораблей и никак иначе, неумение отличить космический корабль от фитюльки размером в полметра, стрельбой по коптящей консервной банке из ручного пугача — это не пять, это все шесть. И апофеоз космического флотоводчества — выманивание целой эскадры из глубокого космоса поближе к искомой планете в стиле «колбаса на верёвочке» — шедевр, как и было сказано.
Ну, так может, нас поразят в самое сердце операторскими изысками, могучим саундтреком и фантастическими спецэффектами?
Начнём с того, что фильм заявлялся как космический вестерн. Ради этого наш бравый капитан всю дорогу таскает с собой дер пистолет. Значит, в фильме будут лихие наскоки из пустыни, ограбление поезда, обязательная дуэль на кольтах, на крайний случай хоть какой-нибудь завалящий Неуловимый Джо. Ограблением всё начинается, если это можно назвать ограблением — три выстрела в воздух и один наставленный палец Ривер — на этом всё и заканчивается. Что хотел сказать режиссёр этой пукалкой, которая так и не пригодилась, непонятно. Но смотрится, простите, нелепо.
Классические операторские и музыкальные приёмы вестернов нашим киноделам, видно, тоже не знакомы, потому как ни единого приличного кадра из числа снятых камерой в фильме я так и не увидел. Как не услышал и внятной музыки. Все интерлюдии что внутри помещений, что на натуре исполнены в традиционной камерной манере, знакомой любому по сериалу «Звёздный путь» — декорация рубки, за пультом «с тумблерами и рычажками» сидит смышлёный пилот (всегда в одном ракурсе) и комментирует «о боже, о боже, мы все умрём!» Это создатели фильма так пошутили. В фильме вообще много юмора, если б его ещё разглядеть за всё творящейся на экране мутью.
По сути, фильм радует всего одной сценой — прорывом «Серенити» через заградительный строй Альянса (кто бы ещё сказал, зачем в космосе летать строем, они же по орбите крутятся, ага) со всеобщим (озвученным, конечно же) Бах фон Бабахом. Смотрится весьма неплохо даже на фоне памятного стартового сиквенса ЗВ-3, правда, всё равно — урывками, мельканиями, ни одного длинного плана, ни одной панорамы дольше двух десятых секунды.
Но в сумме, на фоне остального бреда, весьма и весьма недурственно, хотя и это «недурственно» было тут же серьёзно подпорчено коронными антинаучными аспектами аварийной посадки космических кораблей. Ага, корабль 25-го века, учёные о нём могут и не знать.
Ну, и финал. Где-то мы эти замечательные могилки и ни на миг не логичное «прощайте врагам вашим» видели. Сосед справа нервно хихикает и бормочет «щас будут фейерверк запускать». Нет, неправда, щас снова будут толкать речи.
В итоге получаем вполне аутентичное фэн-муви по мотивам фантастического сериала на грани (а местами и за гранью) кино класса Б, стоящее примерно своих денег, но так и не доведённое до ума (или до сердца) не смотревшего зрителя. И конечно же это никакой не прорыв в кинофантастике, и если уж сравнивать, то местами недотягивающие до идеалов жанра «Хроники Риддика» смотрятся куда более приятно, а уж претензии на культовый статус нынче имеются у каждого второго режиссёра средней руки. Потому что «культовый» — это, кто не знает, «очень популярный в узких кругах». Иногда для получения такого статуса достаточно не помыть волосы главной героине, нарядить её в ночную рубашку, научить читать мысли и выпустить с двумя тесаками крошить зомбей.