Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня: Кролики атакуют!
Уоллес — импозантный, но страшно оторванный от народа мужчина в самом расцвете сил. Очень любит сыр во всех проявлениях и испытывать изобретения собственного производства — в основном на себе. Очень не любит овощные диеты.
Громит — молчаливый, но всё понимающий и исполненный грусти за род человеческий в лице Уоллеса пёс. Любит вязать и выращивать овощи, в его парнике зреет, заботливо укрытый электропледом, гигант-кабачок. Очень не любит уоллесовы изобретения, но во всех начинаниях приходится участвовать, потому что известно — весь их семейный бизнес держится только на его, Громита, стоицизме и самопожертвовании.
Эта парочка, ещё не выходя на большой экран, сумела завоевать свои два «Оскара» (плюс одна номинация) и три премии Британской киноакадемии в жанре короткой анимации. Их создатель Ник Парк уже успел снять полнометражку «Побег из курятника», которая вознесла британский юмор на новые вершины. Осталось вернуться к корням и превзойти всех. Уоллес и Громит делают это в полном метре! Смертельный номер! Впервые на арене! Ну, или типа того.
В одном довольно-таки туманном Альбионе граждане круглый год с нетерпением ждут окончания овощного сезона, когда будет определён претендент на звание самого крупного овоща, и победителю будет вручена Золотая Морковь — такой местный овощной «Оскар». И все овощеводы млеют над своими рекордными грядками, и Громит млеет (см. Суперкабачок), и даже попечительница праздника леди Тоттингтон млеет, и лишь только Уоллес думает о сыре и изобретениях, а охотник и рыболов-любитель Виктор Квотермейн думает о том, как бы уже захомутать леди Тоттингтон.
И вот, все млеют, Уоллес изобретает систему сигнализации Антигрыз и ловит с Громитом доверчивых кроликов, покушающихся на всякое, Квотермейн бегает по окрестностям с ружьём и собакой, собираясь, супротив гуманных методов Уоллеса, кроликов этих порешить, а между тем в окрестностях Тоттингхолла завелось таинственное животное, обозначенное в подзаголовке мультфильма «Что-то злобное тут скачет». И вот кто первым зверюгу споймает, того и тапки, в смысле — тому и достанется слава спасителя всех овощеводов и рука с сердцем леди Тоттингтон впридачу. А кому заица? Заица, выбегаица? Маловато будет!
На самом деле, конечно же, «Проклятие кролика-оборотня» это никакой не мульт-триллер и даже не совсем на него пародия, и заявленного в ролике перманентного экшна в фильме, бесспорно, будет не так чтобы много, фильм в итоге, как и положено — это такое что-то очень уоллесо-громитское, очень британское, очень правильное и размеренное, ни на йоту не приближающееся к столь ценимому нынче в большой мультипликации кичу, зато в нужных местах срывающееся в такой смысловой, пародийный и просто по-большому кинематографический штопор, что даже полчаса суммарной (если брать по всему хронометражу) британской овсянки, тумана и скуки у камина с лихвой возмещаются для чуткого зрителя зарядом восторга.
Пойдём от маленького к большому. Маленькое — это конечно абсолютно короткометражные элементы буффонады с вязанием Громита, «штуковинами» Уоллеса, этих одно-двухкадровых вставок в фильме рассовано по самым неприметным местам видмо-невидимо, каждый тоскливый взгляд не по-никпарковски пессимистического пса в кепке — о, это дорогого стоит. А небеса обетованные, увидишь впереди белый свет — беги, это же просто чудо!
Если бы восторги по отношению к «Проклятию» заканчивались этим, фильм уже был бы вполне заслуживающим пристального внимания, как и все продукты студии «Аардман». Но это только начало.
Жанр «овощного хоррора» стал благодатнейшей почвой для двух слоёв повествования: бесконечно тонких пародий на огромную массу поджанров классического триллера — от католической мистики до тривиальных оборотней, знатоки могут усмотреть десятка два разных отсылок и упоминаний, каждый раз очень, очень смешных, а также не по-жанру крепкой, хоть и комедийной, но отлично выстроенной детективной линии.
Это и правда детектив — что там за кролик и кто его поймает, и что будет потом — отдельная и долгоиграющая песня. Которая смотрится и слушается с удовольствием, хотя, соглашусь, до её начала придётся немного потерпеть. Совсем чуть-чуть. Зато потом…
Как только кролик вычислен, пойман за мягкое и приговорён к расстрелу на месте, в ход идёт тяжёлая пародийная артиллерия, превращая и без того вполне бесшабашное повествование в форменный бедлам, наполненный юмором, жанровыми и просто так кинопародиями, а также невероятным для статического пластилинового мира экшном — там и вачовский булит-тайм будет, непременно.
Против дани моде Ник Парк процитировал-спародировал у себя такую массу всяческой киноклассики, что Кинг-Конг тридцатых годов в исполнении Суперкролика кажется чем-то уже вполне мирно уживающимся и естественным.
Переводчики в этот процесс тоже включились по полной, они хоть и добавили местами чуть излишнего пафоса, но в целом справились с задачей отлично, более того, обогатили фильм тихой сапой прокравшимися в сюжет отсылками к отечественному кино. Тот, кто заметит в мультике интонации Шарикова «профессор, выпей с нами», тому саечка за испуг.
В общем и целом фильм получился — весьма и весьма, многим современным раскрученным мультипликаторам у него есть чему поучиться, тем более что после сеанса британской анимагии нам предлагают посмотреть, для сравнения, американскую короткометражку про спецпингвинов из «Мадагаскара». Пингвины — жгут, переводчики (особенно для короткометражки) — как-то не очень, однако даже жгущие по полной пингвины и злобная собачонка в роли Врага на фоне никпарковских эстетизмов смотрятся как-то слишком уж прямолинейно и слишком уж агрессивно, то есть смешно, энергично, но как-то чересчур по-американски. То ли дело прелестные создания Уоллес и Громит.