Сказывают, Бандерас со своей кинонаречённой Кэтрин Зетой-Джонс были согласны сыграть в возможном сиквеле «Маски Зорро» только если им будет преподнесён на блюдечке такой матерый сценарище, чтобы душа свернулась и развернулась, а две главные персоны на этом празднике жизни в один голос закричали бы «Верю!» и одним судорожным движением подписали бы контракт. Режиссёр же Мартин Кэмпбелл был готов безо всяких условий, дайте только мальца денег и этих двоих в работу. Не известно, так ли обстояло дело, или эту душещипательную историю верности давним, но любимым образам придумали промоутеры к вящему интересу праздной публики, но правда тут как минимум в двух моментах.
«Легенда Зорро», кадры
Во-первых, как ни относись к сиквелам, они далеко не всегда — зло, тому есть огромная масса примеров, и сценарий в успехе или неуспехе продолжения — всегда штука наиважнейшая, поскольку адекватность оного может либо расцветить уже вполне живой мир первой части, либо напрочь разрушить её магию. А во-вторых, прежний режиссёр и прежние Алехандро и Елена (персонаж Дона Диего в шедевральном исполнении Энтони Хопкинса, как известно, помер) — вот то, что требовалось продолжению в обязательном порядке. Если же узнать, что в итоге к проекту присоединились и прежний оператор, и прежний композитор, тут уж как говорится все карты в руки.
За сценарий же засела целая бригада специалистов широкого профиля, я уж не знаю, как они там справлялись, писать что-то вчетвером — занятие, знаете ли, не для слабонервных. Все кричат и рвут друг у друга бумагу из рук. В итоге только эти четверо знают наверное, кого конкретно нам благодарить за лучшие места премьеровавшейся разом по всему миру «Легенды Зорро», а кого — бить смертным боем за натяжки и провисания. Ибо правда сказана, в таком фильме, как «Легенда Зорро», сценарий остаётся альфой и омегой. Впрочем, обо всём по порядку.
«Легенда Зорро», кадры
Повествование фильма отнесено в известный исторический промежуток между объявлением Калифорнии штатом Америки и началом гражданской войны Севера и Юга. Соответственно, какие уж там испанцы, какие Доны, кругом ковбои да звёздно-полосатые флаги на фоне зарослей кактусов.
Соответственно, некоторая (в сумме довольно небольшая, но вполне навязчивая) часть повествования отведена каким-то государственным делам, подъёмам флагов, забиваниию золотых костылей, подписанию каких-то хартий и прочим демократическим процедурам в виде голосования в кабинках типа сортир, у которых вместо очка деревянный сундук с прорезью в ведении шустрого религиозного авторитета (класса «падре, вы же меня исповедуете, да?»). Смотреть на это дело нашему человеку скучновато, и даже стартовая показательная эквилибристика Бандераса на мосту, коне и колокольне как-то не слишком естественно смотрится вместе со следующим за этим повторением пройденного в виде классической, то есть заученной до интонации сцены «я тебя полюбила, а ты всё на лошадях скачешь, сволочь».
«Легенда Зорро», кадры
И зритель смотрит на это дело, смотрит, и начинает тихо скучать. А зря. Потому что бодяга эта неожиданно заканчивается, и начинается словно совсем другой фильм. Сценаристов словно подменяют, на экране начинается форменная жесть с милым мальчиком Хоакином, наследственным образом бедокурящим в школе, с форменными братьями Гримм в эпизодической роли суперагентов, с глобальным заходом налево гражданки Елены и дальнейшими разоблачительными эскападами тов. Зорро. Начинается собственно то, за что зритель любит «Маску Зорро» — не за прыжки и ужимки, а за юмор, пронизывающий повествование могучими парами текилы под жарким солнцем Калифорнии.
Вот так и в «Легенде Зорро», начиная с определённого момента в ход идут и комедия положений, и цирк на колёсах, и форменный стэндап переходящий в рыцарские поскакушки с клюшками для поло наперевес. Смотреть всё это становится сразу как-то не просто смешно, а именно что уютно, зал дружно смеётся в нужных местах, но не в стиле «ржунимагуваляюспадстулам», а смехом оживающего Фёста из «Человека с бульвара Капуцинов».
«Легенда Зорро», кадры
Ну, и тут уж и режиссёр, и трюкачи-каскадёры, и оператор расстараются вовсю, вспоминая, что не зря едят свой хлеб, уж как начинают играть Бандерас со своей киношной наречённой и сыночком — от мимики до балетного такого мордобоя под рейтинг PG. Браво, мои вам аплодисменты, господа. А уж когда в общую хохму вписывается красавец-Торнадо, а также чудесный падре, тут уж как говорится, получите-распишитесь.
В итоге фильму, однажды вырулившему на прямую колею (смотревшие поймут, к чему я), уже не могут помешать никакие натяжки сценария, никакие пафосные манипуляции с флагами, всё движется к вполне резонному хэппи-енду. До встречи в кино.