Отечественный кинематограф в новейшее время не только откуда-то там поднимается и растёт над собой, со вздохами оборачиваясь на былую славу, он начинает пробовать запретный плод жанрового кино, дотоле во всём своём голливудском разнообразии на одной шестой части суши не практиковавшийся. Если историческими драмами, жизненными мелодрамами, грустными комедиями и авторскими глубокими размышлениями о добре и зле богат был отечественный кинематограф, то сейчас мы наблюдаем настойчивый рост попыток снять и полицейский экшн-боевик, и городской вампирский трэш, и военно-исторический блокбастер разной степени близости к достоверности. На носу релизы в жанре фэнтэзи и почти зомби-триллера.
«Последний уикенд», кадры
Многообразие напридуманных западным попкорноведческим кино форматов жаждет заполниться отечественными проектами, снятыми по общим законам нашими и для нас, и это есть хорошо, потому что кино в первую очередь призвано не поучать, а развлекать, и развлечение это должно быть качественным и самое главное — разным.
Фильм «Последний уикенд» как раз заполняет одну из таких ниш — по ряду обстоятельств очень популярную на Западе тему молодёжного триллера. С упором на оба слова, чтобы цепляло, пугало и не давало оторваться, но чтобы в кадре — близкие основному посетителю кинотеатров, молодому человеку лет восемнадцати проблемы, знакомая ему логика поступков, пусть порой и доведённая до логического маразма, и скромная, ненавязчивая мораль в конце. Как и всякий жанр, он не хорош и не плох сам по себе, всё зависит от конкретного исполнения. Так что же нам показывает на экране дебютант большого метра, а заодно наш коллега, руководитель кинопроекта РусКино.ру Павел Санаев?
«Последний уикенд», трейлер
Город Москва времён конца раздела эпохи исторического материализма, бандиты ещё кругом, вдоль по Люберцам и прочим Бирюлёво-товарным гуляют крепкие парни из числа незанятых трудовыми буднями будущих рядовых необученных, но всё недоделенное постепенно доделивается, на поверхности полукриминального человеческого моря показывается тонкая плёнка «почти золотой» молодёжи, которую отсюда подальше уже настойчиво отправляют по Гарвардам и прочим Принстонам «старшие братья и отцы», поднаторевшие в поливании неплательщиков кипятком и засовывании им по самое не балуй паяльников.
Вот в этом мире смены исторических формаций на фоне вполне аутентичных Черёмушек и Бутово развивается история, постепенно перерастающая из мира реального в какое-то совсем потустороннее состояние, где логикой уже никто не оперирует, а триллер постепенно переходит чуть ли не в хоррор.
«Последний уикенд», трейлер
Сначала медленно и неспешно нам рассказывается история двух друзей и их ангела-хранителя Бешеного-Куценко. История постепенно, в обязательно безалаберном стиле подростковых саг, собирает вместе будущих героев, всё вроде хорошо, весело, но уже подспудно лезут на экран какие-то недомолвки, делаются какие-то выборы, и вдруг действие срывается под откос — один из героев гибнет, что делать с телом и как уйти от возмездия тов. Бешеного, кому можно верить, кому нельзя, машина-кадиллак, дорога, вместо привычной Москвы голые и серые областные просторы.
Собственно, с этого момента фильм так и движется в найденном направлении, постепенно увеличивая напряжение, количество трупов, пока не срывается в область откровенного ужаса перед произошедшим, когда мысль остаётся одна — где всё пошло не так, где нужно было остановиться и повернуть назад? Собственно, с ответом на этот вопрос и наступает финал.
«Последний уикенд», трейлер
Главное, что получилось сделать Павлу Санаеву, это даже не построить настоящий триллерный сюжет, расцветить его «тем самым рэпом» и даже «фильмом в переводе Гоблина», сдобрить подростковой бардачностью и молодёжной аллогичностью людей, не очень ориентирующихся в мире, в котором они живут и делающих всё как бог на душу положит, это всё — лишь элементы сложной конструкции произведения искусства под названием кино. Самое главное, что удалось режиссёру — создать динамикой действия, предельно агрессивным монтажом на стыках эпизодов тот нарастающий мандраж, который и делает триллер триллером. Не дать провиснуть действию, не дать героям и зрителю ни на секунду передохнуть и начать задумываться над тем, что же это творится, бабоньки.
«Последний уикенд», трейлер
И в конце, после всех положенных по сюжету трупов, свести воедино измыслившего разное антагониста и наивного, а потому живучего протагониста воедино, в одном доме, с одним топором и одной канистрой бензина на двоих. Фокусник щёлкает пальцем и кролик выглядывает из цилиндра, вуа-ля, граждане киноманы, получите на руки шедевр.
В общем и целом кино производит такое цельное и законченное впечатление, что не хочется вдаваться в частности, начинать возиться в нелогичностях сюжета или каких-то замеченных по ходу огрехах. Самое главное, кино — получилось. Бодрое, агрессивное, с пониманием идей, целей и средств, с крепкой режиссурой и симпатичным актёрским коллективом, достойной картинкой и интересным музыкальным рядом. Кто-то кривит нос в заднем ряду и рассуждает о грехопадении? Избавьте меня от ваших нотаций. Любите кино.