Военная тематика в современном российском кинематографе давно уже стала нашим всем, снимали и про лётчиков, и про подводников, и про разведчиков, и про десантников. И про Великую Отечественную, и про Чечню, и про Афган. Года не проходит, чтобы в продакшн-списках не появилось ещё штук пять наименований. Оно и разумно. Главная проблема современного кино (не только нашего) это хороший сценарий, а если взять за основу военную тематику — тут вам сразу и реалии, и персонажи, и обстоятельства, только сумей собрать из них нечто вразумительное и крепко, по коммерчески это дело снять. Ну и что, что не так давно уже было про подводников, откроем новую страницу, пусть наш зритель хоть на чуточку лучше узнает свою историю, заодно престиж службы в армии поднимем.
«Первый после бога», кадры
Так что изначально проект «Первый после бога» воспринимался без особого негатива в свою сторону, разве что в последний момент, перед самым выходом фильма, прозвучали тревожные нотки — а это не тот ли Чигинский, что снял недокино «Зеркальные войны»? Ах, тот самый… ну-ну.
Что касается костыля «основано на реальных событиях» с упоминанием фамилии капитана-подводника Маринеско, мы уж попривыкли, что в кино по части исторической правды изрядно врут, и если вдруг не соврут, то тем лучше для нас, особо на это уповать не приходится. Так что на просмотр я отправлялся с заметной долей оптимизма, хотя ни на что конкретное не рассчитывая, покажите мне хоть вторые «Зеркальные», не расстроюсь. Очень правильное оказалось настроение.
«Первый после бога», кадры
Вообще, конечно, тема про подводников гораздо полнее раскрыта в западном кино, немецкий «Дас Бут» Вольфганга Петерсона в этом списке и вовсе числится недосягаемой величиной, при наших бюджетах и уровне специалистов снять нечто столько же масштабное и столько же могучее в ближайшие годы будет невозможно чисто коммерчески, однако если ставить перед собой задачу снять просто хороший фильм про подводников, то задача такая оказывается вполне по силам. Не замахивайся создатели «72 метров» на эпичность и пафос, положительный опыт в этом вопросе у нас уже бы был, а так, когда Покровский сам не в восторге от экранизации собственной книги, да и клеймо «последнего коммерчески неуспешного проекта перед Ночным Дозором» в общем-то ставит нас перед фактом — пока не смогли. Будем, значит, пробовать ещё.
«Первый после бога», кадры
В этом смысле «Первый после бога» с самого начала радует несколько штампованным, но профессиональным обращением с суровой северной природой в кадре, приятными лицами и какой-то веющей отовсюду реалистичностью. Пусть блокадница щеголяет пухлыми щёчками (учитесь у Шарлиз Терон и Кристиана Бэйла, товарищи) и слишком толсто чистит картошку, общий колорит происходящего радует глаз и заставляет коситься на фамилию режиссёра — нет, правда, это тот самый Чигинский? Что же с ним сотворил продюсер Капанец, ведь умеет же снимать!
Ну, и заставочные эпизоды в подводной лодке хоть и оставляют лёгкое ощущение излишней опереточности (потные подводники на дне Баренцева моря, ага), но нравятся как-то в общем, без желания особо придираться к деталям. Живые моряки, волевой капитан, безбашенный акустик (Сухоруков традиционно блистает в ролях второго плана — отличный акустик), капли с потолка, лежащая на дне субмарина, и никаких патетических поз и пафосных речей. Приятно, чертовски приятно.
«Первый после бога», кадры
А вот те же люди всё-таки выцарапываются из лап смерти, возвращаются на базу, надевают кителя и пьют водку. Тоже — любо-дорого посмотреть. Вообще, на протяжение всего фильма недоумение возникает лишь при появлении на экране наехавшего с оказией особиста — особист этот, как было понятно ещё из ролика, будет весь фильм Маринина пытаться изловить как врага. И то, как, с какими словами, какими жестами и вообще с каким лицом он это будет делать — ничего кроме недоумения вызывать не может. Хорошо, это не единственная сюжетная линия в фильме.
В остальном же даже с французским Маринина, его шашнями с какой-то абстрактной шведкой на машине и прочей малопонятно как сочетающейся с историческими реалиями 44-го года легендой — миришься достаточно легко, потому как кино движется неспешно, гладко, актёры не переигрывают и не кривляются.
«Первый после бога», кадры
Однако даже эта гладкость рано или поздно заставляет нас вспомнить о сюжете, и начать пожимать плечами. Во-первых, согласно эпиграфу к этой статье — собственно боевые походы, да и просто военный быт подводников занимает в фильме невероятно мало времени. То ли создателям тривиально не хватило бюджета, то ли сценарист постарался. Этот же сценарист понапихал в фильм для хронометража каких-то самострельщиков, за уши притянутую историю про «непредательство отца» — противопоставление истории Маринина получилось не очень, комплекс вины и последующая история с арестом и выходом в море вышли гораздо менее убедительными, чем то было во время околопостельных сцен по шведским гостиницам. Ну, и несостоявшаяся «любовная» линия тоже заставляет в финале пожимать плечами — зачем приходил, чего хотел… непонятно. Городили-городили, никого не арестовали, никого не полюбили. И даже гибель подводной лодки Маринина в итоге будет обставлена совершенно непонятными сценарными изысками.
«Первый после бога», кадры
В результате неплохое, в сущности, кино оставляет после себя гору вопросов класса «зачем» и ни одного на них ответа. Хорошего в нём можно вспомнить преизрядно, но и совершенно невынужденных ошибок допущена масса. По всему выходит, что пока отечественный «Дас Бут» ещё не снят. Будем ждать. До встречи в кино.
1538 Прочтений • [Первый после бога: Дифферент на корму] [16.09.2012] [Комментариев: 0]