Гарри Поттер и Кубок Огня: Выпьем, Гарри, где же кубок?
Как и всякая экранизация весьма и весьма известного литературного произведения, поттериана создаётся с двумя достаточно противоречивыми целями. С одной стороны надо угодить многочисленным фанатам из числа ежедневно таскающих с собой полосатые шарфики Гриффиндора и знающих текст романа чуть ли не в оригинале. Таким подавай дословное восприизведение всех-всех деталей сюжета, многочисленных пространственно-временных, логических и родственных связей персонажей и их поступков, им в обязательном порядке подавай квиддич, пару-тройку лекций по чародейству и волшебству, а также сов, как можно больше сов, мётел и волшебных палочек.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
С другой стороны нужно не забыть просто любопытствующих, прочитавших, возможно, значительную часть поттерианы литературной, но фанатизмом не страдающих, а жаждущих развлечения — тематические расчудеса инсайд, красоты магии и подробности всё более двусмысленных взаимоотношений Гарри, Рона и Гермионы.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Ну, а третья и немаловажная доля зрительского интереса осталась на простого, незамутнённого зрителя, которому вынь да положь какой-никакой сюжет, чтобы не требовал каждые три минуты теребить соседей по кинотеатру вопросами «а это чо за мужик?», которому подавай разнообразия, экшна, гору спецэффектов, юмора в ассортименте и прочие чудеса блокбастеростроения.
Тяжёлая задача, ничего не скажешь. Что одним — занудство и мельтешение, другим — следование духу и букве. Что для одних — сотонизм и полная муть, для других — волшебный мир сказок и приключений, далёкий от взрослой морали. Что одним — профанация великого литературного наследия, другим — бодрый и незамутнённый трэш, от которого — одна лишь радость и удовольствие.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Уже четвёртая книга экранизирована и вышла на экраны, а идеальный рецепт всё не получен. От серии к серии баланс смещается то в одну сторону, то в другую, зачастую на протяжении одного фильма мы успеваем побывать и в гостях у фанатской сказки, и на цирковом представлении с конями, и на подмостках мелодраматическо-анатомического театра. «Кубок огня», формально, всё такой же детский фэнтэзи-детектив про мальчика, который снова каким-то чудом выжил, однако детишки растут (даже слишком быстро растут, см.), с ними растёт и типичный зритель, продюсеры чешут репу и начинают рисовать на стенах павильонов красные круги в голубом квадрате и совершать прочие тонкие хитрости франчайзоконструирования, дабы побороть тенденцию к падению сборов.
На смену трэшачнику Куарону, который давил на головокружительную камеру, ужасы и вертикальный мир, полный разнообразной пугательной живности, пришёл романсописатель Ньюелл, который по-своему сместил акценты. Камера теперь порхает не на пустом месте — только вместе с мётлами, взамест этого она кружится в вальсах, ударяет по крупным планам и задвигает чародейство и волшебство на задний план, играть роль мебели. Вопрос сезона — не где прячется враг (он уже почти и не прячется), а «я тебя полюбила, ты меня разлюбил, дождь». Интересная концепция, давно и с интересом ожидаемая, посмотрим, пощупаем.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Как и положено по жанру, фильм начинается с обязательной программы — мировой чемпионат по квиддичу с сапогом-порталом, пожиратели смерти, мрачные сны Гарри, потом начало Турнира трёх волшебников, явление Виктора Крама и угрюмого гражданина-с-глазом и пр. Увы, хронометраж не резиновый, как всегда, создатели разрывались между необходимостью хотя бы перечислить всех ключевых персонажей семисотстраничного тома, чтобы в фильме ещё осталось время на, собственно, сюжет. Из всех расчудес и красот квиддич и вовсе пронёсся стороной, половину персонажей всё равно придётся переспрашивать у знатоков-ценителей, нашему брату киноману весь этот фейерверк забавен разве что массовым явлением девочек-припевочек калибра Мэри Поппинс да внушительным представлением бравых болгарских парней, вокруг которых уже сложилась масса межнациональных обид, на которые нам как-то всё равно, ведь мы же знаем, что эти бравые парни в ушанках и тулупах — на самом деле русские ваньи фром Сноуи Раша, куда там тёплой балканской Болгарии до наших холодов. Ну, а девочки просто хорошо смотрятся.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Когда всех со всеми галопом по европам познакомили (хотя мне лично так и не понятно, откуда там китаянки с индианками, ну да ладно), всех по местам рассадили-расставили, Драко Малфоя очередной раз в помоях искупали (обязательный пункт программы!), дракона за хвост потаскали (что, кстати, вышло у господ киноделов весьма и весьма, внушает), пару новых слов из сиротской латыни разучили, приступим к действительной цели нашего повествования.
С радостью истинного любителя слэша режиссёр принимается выписывать перед нами такие загогулистые любовные многоугольники, что дым из ушей. Да и сами персонажи не прочь напеть про «девочка созрела» — когда Гермиона с томным видом рассказывает, что «Виктор любит заниматься совсем другим», смех в зале слышен аж на улице. Ну, и заветный поцелуй (ну, почти) Гарри и Гермионы, а также фраза «Рон, ты всё испортил» — о, это дорогого стоит!
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Шутки шутками, а как раз романтическая история, не самая главная среди линий повествования, в пику эпизодическим соревновательным моментам Турнира, получилась в четвёртом фильме поттерианы самой проработанной и цельной. Никаких расчудес, детишки взрослеют, смотреть на это любопытно и приятно глазу. Натужное «расследование» и мероприятия турнирного характера на этом фоне смотрятся просто неизбежным злом. Линия Кубка расходится только к самому концу, где на передний план выходит Лорд Вольдеморт (уж простите, буду использовать транслитерацию вместо изысков наших переводчиков) со свитой, что приводит к известной читавшим книгу и ключевой для повествования трагедии.
«Гарри Поттер и Кубок Огня», кадры
Мальчика — жалко, а что касается прочего — каким макаром заключённые пачками валят из пресловутого Азкабана, зачем осуждённые прислужники большого В. руководят затем цельными школами чародейтсва — неясно, да и не надо, снова неизбежное зло, его ещё забарывать и забарывать.
Фильм заканчивается не вручением «Етёрнал Глории», а прощанием Гермионы, Рона и Гарри — ничего уже не будет по-прежнему. Как минимум следующая серия поттерианы, отданная Дэвиду Йейтсу, снова будет ещё немножко более другой, а продюсеры снова будут искать золотую середину между трэшем и гламуром, между режиссёром и книгой, между романтикой, колдовством, детективом и фантастическим боевиком для подростков. «Кубок» же получился несколько более интересной, нежели ожидалось, но не слишком сбалансированной картиной, раздавшей всем сёстрам по серьгам в меру хронометража и таланта. До встречи в кино.
1562 Прочтений • [Гарри Поттер и Кубок Огня: Выпьем, Гарри, где же кубок?] [16.09.2012] [Комментариев: 0]