Позади ровно половина сериала, ставшего главным телесобытием уходящего года, и как бы ни хотелось отложить оценки и суждения до конца просмотра, но взбудораженная общественность не ждёт и активно обменивается отзывами, начиная с показа самых первых серий. Что ж, все главные персонажи фильма нам уже явлены, все сюжетные линии обозначены, вполне можно подводить промежуточные итоги, оставляя, меж тем, возможность высказаться ещё раз по окончании представления.
«Мастер и Маргарита», кадры
Режиссёр Владимир Бортко, на чьём счету до «Мастера и Маргариты» было уже две знаменитых экранизации — ставшее классикой «Собачье сердце» и нашумевший «Идиот» — известен своим всегдашним трепетным отношением к первоисточнику. По его собственным словам, он снимает принципиально близко к тексту, снимает именно экранизацию, а не собственную альтернативку, добиваясь настолько подробного перевода произведения на киноязык, настолько позволяют ему доступные изобразительные средства.
Подход в большинстве случаев спорный, снять фильм, который был бы самостоятельно ценным произведением, а не приложением к книге, и ни разу не отойти от первоисточника — такое удавалось разве что тому же Бортко в «Собачьем сердце». Да и то за индивидуальность привнесённого художественного решения всегда можно было бы при желании придраться. Однако «Мастер и Маргарита» — и в этом смысле случай уникальный. Популярнейшее произведение, причисляемое при этом к классике, имеющее вместе с тем широчайшую дословную цитируемость. Сочетание этих трёх несочетаемых качеств с одной стороны повышает требования к режиссёру на совсем уж нечеловеческий уровень, с другой стороны даёт ему фору в виде заведомо высочайшего интереса к его произведению, вне зависимости от того, что он там наснимал и какой всему этому устроил промоушен.
«Мастер и Маргарита», кадры
Итак, в активе, кроме собственно первоисточника и опытного режиссёра, была команда сильнейших актёров, многие из которых приглашались на эти роли самим Бортко ещё эндцать лет назад, когда он уже пытался делать киноадаптацию «Мастера», да не сложилось. Актёры с тех пор, правда, успели несколько состариться, многие отметили 80-летние юбилеи, но это не суть, справятся, мастерство не пропьёшь. Ещё в активе были разговоры о спецэффектах, которых в фильме будет едва ли не больше чем в «Гарри Потере», о коте Бегемоте, которого нарисуют подобающим образом, о прочих демонических чудесах и шалостях, без которых, несмотря на всю философию, «Мастер» будет не «Мастер».
Словом, зритель заранее был почти уверен, что хоть на сей раз под видом телесериала ему покажут полноценный фильм, с динамичностью действия, с художественным решением, с нормальным звуком, а не традиционный, набивший оскомину, раздражающий своим камерным звуком телеспектакль.
«Мастер и Маргарита», кадры
На время первых двух серий, ни разу не прерывавшихся рекламой, весь город, сказывают, вымер. Зрители в массе припали к своим телеэкранам, несмотря на то, что накануне многие зареклись не смотреть, заявили — не будем, нам дороги наши впечатления от книги. Нашлись и другие, сказавшие, что не понимают шумихи и не считают «Мастера и Маргариту» главным произведением Булгакова. Впрочем, как бы ни было, а рейтинги фильму были намеряны чудовищные. Однако мнения, как ни странно, разошлись в малом, по большому счёту разошлись не в сути, а в категоричности оценок. Что тоже явление весьма небывалое.
Первое и главное разочарование — нам всё-таки показали телеспектакль. Ну, конечно, не с тем убогим камерным звуком и не с павильонной съёмкой. Но средства большого кинематографа в картине, к сожалению, практически не задействованы. И первое, что в этом контексте бросилось в глаза — у фильма отсутствует авторская художественная концепция, какой все ждали, банально сравнивая эту работу с «Собачьим сердцем». Сугубая повествовательность первых серий, визуальное решение которых заключалось разве что в каком-то совершенно непросматриваемом принципе переключения цветности картинки, нисколько не сбалансировалась последующими сериями, где «красиво» нам сделали лишь единожды и ненадолго — при первой встрече с Мастером.
«Мастер и Маргарита», кадры
Такое же непонимание между зрителем и режиссёром вызывает работа со структурой, ритмом и динамикой многих эпизодов фильма. Начиная от достаточно легкомысленных, головокружительных по природе, как сцена погони Бездомного, которая при должном строении могла бы уложиться в несколько секунд и оказаться куда живее, чем это вышло на самом деле в неоправданно затянутом хронометраже. И заканчивая цитированием знаменитых мест булгаковского текста, как самое первое из уст Воланда-Басилашвили — «в белом плаще с кровавым подбоем» — очень ритмичный и поэтический в оригинале текст, оттого и запоминающийся так легко наизусть, звучал сначала на фоне крупного плана Воланда, затем на фоне его удаляющегося затылка, не поддерживаемый никаким ни визуальным, ни звуковым ритмом, оттого слишком длинный на слух и оттого страшно беспомощный. Его мог спасти банальный ритм шагов, его мог спасти соответствующий саундтрек, но замысел режиссёра оставил цитату без дополнительной поддержки, лишь зачем-то вырезав из неё единственное слово «всадник» — при дословном воспроизведении столь же необъяснимое происшествие.
1240 Прочтений • [Мастер и Маргарита: Начало без конца] [16.09.2012] [Комментариев: 0]