Подходит к концу 2005 год, в этом году мы увидели множество новых фильмов, они были разными — восхитительными и посредственными, малобюджетными и блокбастерами, справедливо успешными и несправедливо обойдёнными вниманием. Вокруг великого множества стартовавших в отечественном прокате проектов бушевали споры, и царило единодушие, мнение редакции совпадало с мнением наших читателей или не совпадало. Обернёмся, вспомним триумфаторов и проигравших, раздадим всем сестрам по серьгам, каждому достойному фильму по традиции придумаем свою собственную, уникальную номинацию, а поможет нам в этом году наш читатель, который усиленно голосовал весь год за фильмы в отдельности и в категориях, из чего мы делали определённые выводы. Итак, вот каким, по мнению редакции КиноКадра и армии наших посетителей, останется в памяти прошедший кинопрокатный год.
Начался он удивительно пустым январём. Кинопрокатчики не уловили вовремя рост отечественного интереса к кино, потому весь месяц в прокате царили… «Сокровище нации» и «Знакомство с Фокерами» — удивительная картина, особенно если учесть, что нынче мало кто вспомнит, что в тех фильмах было. Не совсем удачный сиквел известной комедии и более чем проходящий продюсерский проект по мотивам Дэна Брауна ближе к концу месяца были разбавлены более приличными фильмами, но сезон был успешно профукан, в этом году, кто понимает, всё будет совсем не так. С таким началом зимний сезон 2005 года прошёл под девизом «дальше, больше, сильнее», в смысле — дальше ещё будут фильмы тех же жанров, только лучше, бодрее и, в итоге, успешнее. Судите сами.
«Лемони Сникет» произвёл на нас и почтеннейшую публику глубокое впечатление, однако спустя полгода в номинации «Лучшее детское кино для взрослых» у него появился такой конкурент, которому нельзя было не уступить — «Чарли и шоколадная фабрика» порулила и числом, и уменьем, а ручные белки и вовсе забороли всё и вся, с чем, кстати, согласны и наши читатели — посему Чарли получает первую, но не последнюю на сегодня виртуальную железяку.
Музыкальное кино стартовало в том же январе мюзиклом «Призрак Оперы», который так до конца года и остался для наших читателей лучшим мюзиклом года, однако по нашему мнению, февральский байопик «Рэй» по уровню музыки и силе исполнения забарывает всех возможных конкурентов этого года и с гордостью несёт своё оскароносное бремя. Другое дело, что до нас в этом году так и не дошёл другой, не менее мощный и тоже потенциально оскароносный муз-байопик «Пройти по черте», потому в этом году по данной номинации объявление лучшего фильма отменяется, будем подождать.
После сколь триумфального, столь же вызвавшего недюжинные споры эпика «Александр» , становится понятен пристальный интерес к историческим фильмам уже в этом году. На этом поле, однако, начало, положенное в январе «Домом летающих кинжалов», было продолжено потом «Царством небесным», однако споров вновь было много, много и авторских самоповторов, в результате же, в ретроспективе, лучшего называть в данной категории не хочется — пусть каждый читатель выберет своего претендента.
Под завершение января в прокат вышел отечественный экзерсис «Ночной продавец», который, как оказалось, ознаменовал приход в этот мир отечественного жанрового кино. Первый блин комом не оказался, однако как показало время, этот опыт не оказался и самым достойным. Комом оказалась «Жмурки». Лучшим же представителем жанрового российского кино можно назвать два фильма: разухабистое бадди-муви «Мужской сезон» и молодёжный триллер «Последний уикенд» — снова никакой возможности выбрать, а ведь в следующем году намечается целый ураган триллеров, ужастиков, вестернов и прочей радости отечественного производства. Вот в следующем году и определимся.
Последней чрезвычайно интересной нам категорией фильмов, стартовавшей в январе, был артхаус сотоварищи, представленный художественным полотном «2046» Вонга Кар-Вая. В этом году авторское кино отличалось у нас в прокате разнообразием и не таким уж узким, против обыкновения, прокатом. «Пиджак», «Сломанные цветы», «Натянутая тетива», а также примкнувшие к ним «Элизабеттаун», «История насилия», «Продавщица», «Доказательство» и «Столкновение» — вот только небольшая часть из этого более чем богатого изысками списка. В итоге же мы, крепко подумав и послушав, что говорят люди, решили, что лучших тут выбирать — просто грех, пусть все будут лучшими.
Отдельная группа фильмов — крупнобюджетное, но, одновременно, авторское кино. Громкие имена актёров, широкая известность. Среди таких фильмов много т.н. «артхауса для толстых» — среди таковых много потенциальных оскароносцев, но они нам не интересны вовсе. Пусть меряются пузами в других чартах, нам интересно совсем другое. Первым фильмом нужного калибра в 2005 году был стартовавший в феврале байопик «Волшебная страна» с Джонни Деппом. Впоследствии к нему присоединились такие фильмы как «Автостопом по Галактике» и «Револьвер». Эти фильмы многие не поняли, ещё более многие — просто не захотели понять. Потому вот вам каждому виртуальная железяка «за продюсерскую смелость и творческий полёт под гнётом бюджета».
Февраль в российском прокате дал старт фантастической череде т.н. «российских блокбастеров» — фильмов, которые по очереди ринулись побивать рекорды забугорных кассовых монстров, продолжая прошлогодний почин «Ночного Дозора». В 2005 году первой ласточкой случился «Турецкий гамбит», за ним последовали «Бой с тенью», «Статский советник» и, наконец, «9 рота» — нынешний лидер отечественной кинокассы последнего времени. Железяк всем этим бравым парням мы выдавать не станем, такие сборы — уже сами по себе лучше всех железяк. Однако фильму Фёдора Бондарчука всё-таки стоит вручить диплом «самого спорного фильма года» — более жаркие споры среди отечественных киноманов и просто зрителей вызывали разве что тот же «Ночной Дозор» да плюс новейший сериал «Мастер и Маргарита», который под лозунгом «так не бывает!» получает железяку за «самую спорную экранизацию» и, одновременно, «за самый громкий телевизионный проект».
Март помимо прочего обогатил киноманские коллекции лучшей классической комедией года, звание которой получает фильм «Правила съёма: метод Хитча», заполучившего себе достойного конкурента в лице комедии «Лысый нянька: спецзадание», который становится лучшей детской комедией этого года, а также комедийного боевика «Мистер и миссис Смит», который признаётся нами лучшим комедийно-романтическим боевиком этого года.
Компьютерная анимация в этом году также была представлена стартовавшим в марте мультфильмом «Роботы», июньским «Мадагаскаром», августовским «Вэлиантом» и ноябрьским «Цыплёнком Цыпой». Очень сложно было выбрать среди имеющихся претендентов, однако мы всё-таки определились. Лучшим CGI-проектом года объявляется «Цыплёнок Цыпа» с формулировкой — «за незамутнённость». Наш же читатель выбирает «Мадагаскар», тоже, весьма достойный выбор.
Следующий пункт нашей программы — кинокомиксы. В этом году на них случился целый урожай. «Константин», «Бэтмэн: начало» и, наконец, шедевр Фрэнка Миллера и Роберта Родригеса «Город грехов», который, в итоге и получает от нас виртуальную железяку с формулировкой «за достижение немыслимых вершин».
Вот мы и подошли к такому немаловажному элементу годичного кинопрокатного цикла, каким является летний фантастический блокбастер. Бесспорных лидеров в этом году было два: «Месть Ситхов» и «Война миров», именно между этими двумя названиями и шла борьба за зрительский интерес, однако редакция решила по-своему, и железяка с формулировкой «ай, молодца!» достаётся футуристическому боевику Майкла Бэя «Остров».
Осень стала сезоном отличных триллеров, множества звёздных мелодрамм и целым парадом кино более чем непонятного. Сначала о последних. Ржавую железяку под девизом «дайте две» за «самые сомнительные достижения на ниве кинопроизводства» получает проект Олега Капанца «Зеркальные войны» с отечественной стороны и «И грянул гром» со стороны Голливуда. Поощрительный приз с формулировкой «лепота!» за дизайн, бессмысленный и беспощадный, получает фильм «Эон Флакс».
Ну, хватит о плохом, давайте снова о хорошем. Звание лучшего экшн-триллера получает «Перевозчик 2», лучшим мистическим триллером признаётся «Шесть демонов Эмили Роуз». Поощрительные призы «за лучшую первую половину полёта» получают фильмы «Ночной рейс» и «Иллюзия полёта». Лучшим трэшаком сезона признаётся «Земля мёртвых». Самым-самым среди молодёжных ужастиков, побывавших в отечественном прокате, становится малобюджетный «Волк_Одиночка».
Засилье ноябрьских мелодрам уже частично освещалось выше, неоднократно мы об этом говорили в подробностях, теперь же нужно только назвать лучшего. Наши читатели решили, что это должен быть фильм «Подальше от тебя» — на том и порешим.
Осенью же прогремела в прокате и лучшая некомпьютерная анимация года — британский мультфильм «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» вне конкуренции.
Ну, и наконец, зимние блокбастеры. В этом году они ещё не успели отстреляться самым главным отечественным калибром, но и декабрьское парад-алле внушает всяческое уважение: одновременно в прокате воцарились «Кинг Конг», «Гарри Поттер и Кубок огня» и «Хроники Нарнии». Казалось бы, можно спорить о том, кто из них — настоящий лидер, но и мы единодушны — большой мартышке в этом году, да и в, пожалуй, прошлом, не нашлось ни единого конкурента. Аналогично, угадайте, кто получает премию за самый сочный спецэффект года?
Осталось подвести итоги в остальных «технических» номинациях.
Приз за лучшую локализацию вручается прокатчикам фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья». Антиприз за худшую локализацию получает, конечно же, недосягаемый Олег Капанец.
В номинации за лучший саундтрек была немыслимая драка, однако победитель для нас очевиден — «Элизабеттаун», поощрительный приз достаётся звуковой дорожке фильма «Дневники мотоциклиста». За лучшую композицию из трейлера драка была тоже нешуточная, в финал вышли «Город грехов» и «Остров», выбрать между этих двух претендентов нам представляется затруднительным. Композитором года объявлется Дэнни Эльфман за свою работу над фильмом «Чарли и шоколадная фабрика».
Итак, годичный круг пройден. За год мы посмотрели с вами более сотни фильмов всевозможной тематики, настроения, уровня и жанровой принадлежности. Таким для нас он и останется. Разным, очень и очень разным. И неважно, сколько там кто заработал в этом году в мировом и отечественном прокате. Важно, чтобы все мы продолжали любить кино. До встречи в новом году!
640 Прочтений • [2005: Итоги года кино] [16.09.2012] [Комментариев: 0]