Режиссер Атом Агоян в этом году отработал новые для себя кинематографические па. Вышедшая недавно в российский прокат картина «Где скрывается правда» принесет много радости прежде всего ценителям детективов в духе Джеймса Чейза. Людям, влюбленным в другие фильмы Агояна, в «Экзотику», например, во время сеанса совет просто рыдать на плече у соседа и не глядеть на экран. Рыдайте, если ждете, что режиссер, который лучше всех на свете умел передать чувство потерянного в детстве рая, вновь станет говорить о таких абстрактных вещах. Радуйтесь, если идете в кино с целью дать отдохновение уставшему мозгу. «Где скрывается правда» коммерческий проект с классическим набором составляющих: секс и смерть в антураже успеха, власти и роскоши.
Действие фильма разворачивается в Америке пятидесятых, когда легендарный клуб Stork уже протянул перед входом золотую цепь, разделив мир на тех, кому посчастливилось побывать внутри этого пафосного заведения и тех, кому не суждено там оказаться. Парни Ленни (Кевин Бэйкон) и Винс (Колин Ферт) на вершине славы: они ездят по стране, развлекая публику модных клубов, и ведут шоу на телевидении.
Их жизнь до определенного поворота в сюжете – это омары на завтрак, наркотики в режиме нон-стоп и принцип не спать с одной женщиной дважды. Полубог Ленни перемещается по сцене исключительно в безумном твисте, полубог Винс разражается речитативами, которые не разогретому кислотой сознанию даже воспринять трудно. Что есть дуэт этих полубогов? Правильно, цельный законченный бог Ленни-Винс. Ему девочки-школьницы экстатически жертвуют карманные деньги, сэкономленные на завтраках, дамы забрасывают бога элементами нижнего белья, а джентльмены, решившие помешать таким проявлениям восторга, считают собственные зубы, выбитые помощниками Ленни-Винса, а то и Самим.
Большой во всех отношениях мафиози Салли следит за рынком. Салли понимает, что Ленни-Винс — это как раз те парни, которые сделают хорошо ему и его заведению. Мафиози приглашает шоуменов выступить на открытии нового зала в одном из своих клубов, суля при этом не просто великие деньги. Он обещает личный гарем из прекрасных наложниц каждому, двадцать ящиков шевелящихся омаров и почему-то грейпфруты. Много ящиков с грейпфрутами. Вечером, войдя после нелегкого трудодня в свой «номер для новобрачных» (а именно такой был для них зарезервирован), Ленни-Винс дружно ахают. Да, старина Салли умеет держать слово: посреди шикарной гостиной стоят, как есть, двадцать ящиков шевелящихся во льду омаров и коробки, коробки грейпфрутов. То-то же радость!
Но dolce vita в омаро-грейпфрутном настроении длится недолго. Вечером недавняя знакомая Ленни, горничная Морин, приходит к дуэту в номера, чтобы взять интервью. Не буду говорить, что именно там произошло, но эти трое явно потерялись в собственных движениях. Наутро, проснувшись без штанов, Ленни замечает очень виновато смотрящего на него друга Винса, а после вместе они обнаруживают труп горничной Морин, не имеющий штанов так же. Версий причины смерти девушки масса (для каждой версии отдельный грим), но друзьям удается избежать подозрений. Однако их совместным выступлениям наступает конец.
Трагическое продолжение вся эта история получает через пятнадцать лет, когда молодой фигуристой журналистке О’Коннор (Алисон Ломан) солидное издательство предложило написать биографию Винса. Что-то мешает девушке выполнить задание просто и без затей. О’Коннор одержима правдоискательством и стремится, прежде всего, узнать, кто же убил образцовую девушку Морин. Героиня О’Коннор по задумке создателей фильма положительный персонаж. Но когда смотришь на то, каким проклятием ее появление ложится на головы двух достойных джентльменов, невольно начинаешь девушку не любить. Она буквально с ног до головы обмоталась Ленни и Винсом. Во-первых, успела переспать с Ленни, во-вторых — с молодой актрисой, работающей на Винса. В-третьих, она оказалась той самой девочкой, которую вылечили в детстве от полиомиелита на деньги, собранные дуэтом с пожертвований. То есть понемногу становится понятной причина того рвения, с каким журналистка стремится наладить жизнь шоуменов.
В связи с вышесказанным, почему-то не хочется верить, что Агоян намеренно выбрал для экранизации образчик среднего неумного детектива, написанного недели за три по готовым, много раз проверенным лекалам. «Где скрывается правда» свидетельствует, по меньшей мере, о пренебрежении режиссера к тем особым отношениям, которые сложились у него со зрителем после той же «Экзотики». Это как если бы Лао Цзы, закончив «Дао де Цзин», со всей серьезностью написал вдруг статью в стилистике и проблематике женских глянцевых журналов.
В фильме через запятую перечисляются темы, призванные не дать заскучать человеку мегаполиса, живущему в рекламном неоне с таблоидами за ужином и телевизионными программами на сон грядущий. Наркотический экстаз, секс, слава, однополая любовь мальчиков, однополая любовь девочек — к этому коктейлю сложно что-то добавить. Но в определенный момент появляется желание резко прервать лубочную вереницу ярких безделок, которую медленно всасывает сознание.
Самое смешное, что Агояну с его бесспорным талантом удалось воссоздать самую умилительную особенность детективных историй среднего качества чрезвычайно серьезное отношение персонажей к собственной судьбе. Под медленный джазовый свинг Колин Ферт, играя Винса, проникновенно смотрит на журналистку, всем своим видом говоря о том, какой он чертовски духовный парень. Ферт хорошо смотрит, убедительно, но в свете общей панорамы цирка с конями, этот взгляд выглядит несколько карикатурно.
Настоящий же кошмар происходит с игрой Алисон Ломан — О’Коннор. Героиня с манерой чеканно произносить слова, предсказуемо округляющимися глазами и плановыми прозрениями больше напоминает программу, чем хорошего человека.
Но общая серьезность Агояна — это его фирменный знак. В картине «Где скрывается правда» она схожа с наивностью ребенка, впервые взявшего в руки книжку, которую папа читает на ночь. Этот ребенок мал и не знает, что детективные правды очень условны. И что писатели придумывают их, пользуясь экскурсионными справочниками и вырезками из газет. Любите кино.