Затура: космическое приключение: Затуренные в космосе
Писатель Крис Ван Оллсбург, автор книги «Джуманджи», экранизированной десять лет назад и завоевавшей заметный успех у зрителей по всему миру, снова воспользовался своим патентованным способом конструирования приключенческих историй по принципу кидания костей и написал книгу «Затура», которая тут же была перенесена на киноплёнку и сейчас демонстрируется на российских и мировых экранах. В «Затуре» точно так же детишки играют в игру, которая погружает их в фантастический мир, только теперь игра стала механической, а приключения — космическими.
Два брата находят в подвале своего дома старую игру в космические путешествия с непонятным названием «Затура», делают ход и вдруг обнаруживают звёздное небо не только над головой, но и под ногами. Их не такой уж и утлый домишко в один момент оказывается вырванным из родной почвы вместе с фундаментом и какими-то живописными корнями и свободно парящим в космической бездне. Братья сначала пугаются и теряются, потом ссорятся, потом адаптируются и принимаются варить макароны, потому что проголодались.
На огонёк слетаются ужасные космические чудовища — зоргоны и начинают мощно таранить летающий дом. Так они и таранят его с переменным успехом в течение всего фильма. Внутреннюю угрозу олицетворяет выживший из ума игрушечный робот-убийца. Братья как могут обороняются, а помогает им в этом свалившийся с неба бодрый астронавт-одиночка. В представлении участвует также старшая сестра, которая по милости младших братьев, видимо за вредность, проводит большую часть фильма в анабиозе.
На фоне этой абракадабры космического масштаба братья продолжают выяснять отношения и орать друг на друга, осеняя картину обязательной немудрящей моралью — поиском утерянных семейных ценностей — старший брат считает младшего виноватым во всех бедах и зря вообще появившимся на свет. Младший сражается за уважение старшего брата как может. В борьбе за обретение братской любви им снова помогает тот самый астронавт-одиночка, а игра успешно заканчивается торжеством разума над логикой, если можно так изобразить весь этот подчинённый осознанной цели абсурд.
Однако следует признать, что патентованный набор немотивированных чудес (тм) — в данном случае формально честный приём — хоть и жульнический ход для писателя, которому не нужно придумывать связный сюжет, но честный ход для зрителя, которому предъявлено обоснование — как карта ляжет, так действие и повернётся, а про сюжет забудьте, это не к нам. По принципу «Джуманджи» «Затура» просто предъявляет вниманию зрителя серию красочных приключений для младшего и среднего школьного возраста. Если «Джуманджи» в своё время отличилась некоторыми революционными спецэффектами, «Затура» на это не замахивается, но, тем не менее, явленные глазу сцены радуют глаз — присутствуют масштаб и готичность космических катастроф, гипертрофированная с налётом иронии «зловещесть» космических чудовищ и их кораблей, динамичность действия, а также прямолинейный, но ни на минуту не отпускающий классический «саспенс и теншн», от которого к концу фильма ощущаешь себя вымотавшимся почище героев происходящего.
Скрашивает повествование также весьма ироничный, местами несколько трэшовый юморок, который успешно оберегает создателей от обвинений в серьезном отношении к своему детищу, за отсутствие коего, как правило, побивают, но при этом за грамотное его опровержение — как правило, многое прощают.
Писатель Крис Ван Оллсбург это вам, конечно, не Крапивин, но, стараниями режиссёра Джона Фавро, что-то привлекательное в экранизации его последней книги для склонных к приключениям детских душ, безусловно, есть.