Маленький рыжий мужчина в роговых очках, выступивший когда-то с кинопародией на великую нашу, самую толстую в мире «Войну и мир» (фильм «Любовь и смерть»), ветх телом, но бодр душой. Представленное в Каннах 70-летним Вуди Алленом кино «Матч-пойнт» выглядит удивительно свежо не только на фоне прочих картин режиссера, но свежо вообще. От алленовской фирмЫ в «Матч-пойнте» осталась резковатая манера персонажей без затей выкладывать собственные мысли, но и только. В этот раз Аллен не стал создавать полное авторской рефлексии полотно с собой же в главной роли. Он обратился к популярной в реалистической традиции теме, поставив главного героя перед выбором между сладкой жизнью в высшем обществе и бытом менее блистательным, но с желанной женщиной.
Сюжетом фильм близок «Американской трагедии» Драйзера: в общих чертах воссоздается смысловая канва романа вплоть до момента, когда Клайд Грифитс выползает из ледяных вод озера Большая Выпь, оставив за спиной утопленную им беременную подругу Роберту. Фильм напоминает «Трагедию», но не повторяет ее. И конец он получит другой — «змей Горыныч всех убьет и съест».
Действие фильма разворачивается в богатой семье английских аристократов, живущих в современном нам Лондоне. Главный герой Крис (Рис-Майерс) имеет в семействе явный успех, о чем свидетельствует его статусный рост. Начав инструктором по теннису, он вскоре становится другом Тому (Гуд), сыну благородных родителей и любовником девушки Клои (Мортимер), их дочери. В аутсайдерах же у голубокровых особ ходит девушка Нола (Йоханссон), сексапильная невеста Тома. За импульсивность и своенравие девушку невзлюбила мать Тома и Клои, но мужчины семейства и сам Крис от чаровницы без ума. У Криса и Нолы приключается интрижка, которую оба сохраняют в тайне. Но, в конце концов, связь выльется в смертоубийство, и от подозрений полиции героя спасет лишь счастливый случай.
Игра Скарлетт Йоханссон, безусловно, жемчужина фильма. Девушка, будто созданная для того, чтобы за ней 24 часа в сутки следовала кинокамера, перетягивает на себя одеяло и зрительского, и режиссерского внимания. После исчезновения с экрана героини Йоханссон, кино стремительно добирает последние витки и приходит к развязке.
Философией фильма Вуди Аллен сделал свою «теорию везения». По мнению режиссера, везение возникает на пустом месте, и он считает «ужасной истиной» факт его огромного влияния на жизнь человека. Везение в «Матч-пойнте» подано, как начало недоброе, приведшее к окончательному духовному падению героя. Оно спасло преступника от наказания, но навсегда покончило с его будущностью на небесах. И пусть перед глазами Криса «девочки кровавые стоят», он станет им цинично цитировать Софокла, заявляя о настойчивой душевной потребности усмирить собственную совесть.
До преступления фильм выходил более убедительным житейски. Очень хотелось узнать, чем разрешатся в картине поставленные бытийные вопросы, и неужели будет дан какой-то ответ. Что делать, если герою чрезвычайно нравится квартира в центре Лондона, курорты Средиземноморья и воскресное сбивание тарелок из дробовика с благородным тестем? Что выбрать, если по другую сторону стоит Нола, а Нола — это манящая красота, страсть, вожделение и надрыв. «Настоящая жизнь», по которой вечерами приходит щемящая тоска среди благородно бежевых стен, бежевой мебели, бежевых собак и рыбьих отношений с женой. Почему эта Нола так легко становится обузой, когда возникает угроза сытой жизни героя?
Крис опускается до звериной жестокости, притом, что ничего особо страшного ему не грозило — по крайней мере, не нищенское существование с голодной смертью. Тут начинается другая история с кульминацией в пафосе «теории везения». И это все, конечно, хорошо и поучительно, но трудно отделаться от ощущения незавершенности из-за оставшихся все-таки открытыми вопросов.
Что выбрать — любовь или приятно благоустроенную жизнь? Как поступить в такой ситуации обычному, не контуженному, подобно Крису, человеку? Аллен сказал простое американское «подумайте об этом». А решать проблему так, чтобы всем было весело и искристо, придется самостоятельно. До встречи в кино.
676 Прочтений • [Матч-пойнт: Преступление без наказания] [16.09.2012] [Комментариев: 0]