Саундтреки осени: "Сломанные цветы", "Элизабеттаун" и другие
Завершившийся сезон под самый свой конец преподнёс нам замечательный сюрприз в виде целой россыпи великолепных саундтреков. Осень — не время для блокбастеров, череда фильмов на грани между авторским, синефильским, жанровым и драматическим кино пронеслась мимо нас фейерверком музыкальных образов, многие из них достойны пополнить самую взыскательную коллекцию. О них и пойдёт сегодня речь. Итак, лучшие саудтреки осени 2005 года, киномузыка на все вкусы.
«Иллюзия полёта», “FlightPlan”
Оригинальный саундтрек
Композитор: Джеймс Хорнер
Режиссёр: Роберт Швентке
Джеймс Хорнер вошёл в мировой пантеон кинокомпозиторов задолго до того, как написал музыку к «Титанику» — в его послужном списке композиции ещё к «Чужим», все же полторы сотни его фильмов может упомнить только база данных IMDB, однако понятно, что в столь богатой жизненной биографии хватает своих влётов и падений, оценивать же мастера принято по среднему уровню его работ. «Иллюзия полёта» относится именно к таким фильмам и таким саундтрекам — здесь нет архаичного звучания «Трои» или могучей поступи другого большого Тэ, однако не выходя за рамки классической оркестровки «музыки напряжённого ожидания», привычной нам по множеству триллеров, Джеймс Хорнер демонстрирует талант композитора, способного тихим закадровым звучанием настроить зрителя на просмотр, а нам, любителям альбомного саундтрека, напомнить атмосферу фильма, в данном случае — той его части, которая герметический авиатриллер, а не которая террористический боевик. Самый же сильный свой музыкальный продукт этого сезона Джеймс Хорнер нам, видимо, преподнесёт в ближайшем будущем, в фильме «Новый мир», увидеть который нам предстоит в новом году.
Описание альбома на Amazon.com
«Доказательство», “Proof”
Оригинальный саундтрек
Композитор: Стивен Уорбек
Режиссёр: Джон Мэдден
Фильм этот интересен тем, что большая часть его повествования происходит не в голове сумасшедшего учёного, как это было в фильме «Игры разума», действие происходит как бы со стороны. Двойственность, зазор между наблюдателем и объектом, между персонаждем и тем, что он о себе думает, между зрителем и экраном. Математический гений умер и не умер, его дочь здорова и нет, гениальная теорема была доказана, и всё это приснилось. Композитор Стивен Уорбек подошёл к вопросу составления музыкального фона к этому чрезвычайно камерному, малословному, но внутренне напряжённому действу с максимальной осторожностью автора, не избалованного вниманием большого кинобизнеса.
Музыка из этого альбома чрезвычайно богата нюансами, но спокойна до отрешённости, в ней много осенних, грустных интонаций, но в ней есть и что-то цепляющее слух, заставляющее следить за музыкальными настроениями. Нет, этот саундтрек не послушаешь в дороге, не возьмёшь с собой в машину, его чрезвычайно приятно случать именно сосредоточенно, отрешённо от всего, в наушниках и в полном одиночестве. Для понимания этой музыки совершенно не важно, смотрели вы фильм или нет, она замечательная сама по себе.
Описание альбома на Amazon.com
«Оправданная жестокость», “History of Violence”
Оригинальный саундтрек
Композитор: Говард Шор
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
Горвард Шор так много лет потратил на создание могучей симфонической картины вокруг ПиДжеевской экранизации «Властелина Колец», что с тех пор никак не войдёт в рабочую колею. Кроме «Авиатора» это, пожалуй, первый заметный музыкальный проект с тех времён, уже тем и интересен. «Оправданная жестокость», а точнее «История насилия» — один из немногих случаев экранизации «негероических», а вернее «недетских» графических романов, в просторечье — комиксов. Постановка задача и проблематика картины таковы, что кроме специфики операторской работы, фильму требовалась сильная актёрская игра, с чем Вигго Мортенсен справился на все сто, но требовался фильму и чётко выверенный звук, и музыка, точно попадающая в цель.
Говард Шор — композитор, который берётся и делает, причём делает на самом высочайшем уровне. И во время просмотра фильма его работа вызывала исключительный восторг. А вот с саундтреком как самодостаточным продуктом вышла некоторая неувязка. Нет, альбом великолепен, мощь шоровской фирменной оркестровки при должном уровне воспроизводящей техники должна поражать и поражает. Только одна проблема, в каждой второй ноте начинает безудержно всплывать всё тот же ВК. Такой, знаете Лондонский симфонический. Так уж получилось, что авторам этого обзора все три саундтрека «Властелина» и одноимённая симфония знакомы до ноты, до интонации, до тонкостей исполнения. И звучание «Истории насилия» настолько плотно в них вливается, что остаётся неприятный осадок от смешения жанров — героическое масштабное фэнтэзи и камерная история под кодовым наименованием «Кто такой Джоуи» не могут настолько совпадать. Они разные, они про разное.