Вокруг «Сволочей» за последнее время успел развиться какой-то непонятный простому человеку чуть ли не международный скандал на тему того, кто и как написал эту историю, готовили или не готовили, были такие лагеря у нас, а может они были у немцев, и имеют ли право создатели фильма на художественный вымысел, и претендуют или не претендуют они на историческую правду, и кто там кого в итоге очернил, и причём тут архивы спецслужб — разобраться в этих хитросплетениях нынче сможет разве что очень заинтересованный в познавательном процессе человек, к таковым меня отнести трудно, потому поговорим мы вовсе не об этом. Вышел новый, что называется, сложнопостановочный отечественный фильм, уже в премьерный четверг собирая изрядное количество зрителей, потому вспомним старый добрый лозунг «мы вообще-то тут о кино разговариваем» и не будем удаляться от основного вопроса, оставив шпионско-предательские страсти историкам-любителям.
«Сволочи», кадры
Режиссёр Александр Атанесян снял историю о подготовительном лагере для юных диверсантов из числа малолетних уголовников, которым по суровым законам военного времени за тяжкие преступления грозит высшая мера социальной защиты — расстрел. В горный спецштрафбат по лагерям собирают таких же инструкторов, окружают подходы к лагерю подразделениями НКВД и начинают подготовку, основной целью которой служит создание мобильных альпийских отрядов для нападения на труднодоступные немецкие горные базы.
Собственно, если отбросить реалии вроде малолетних сиротских банд и многократно повторённой фразы «смыть кровью» — перед нами предстаёт образец традиционного жанра военно-подготовительного кино, только на месте элитного подразделения морских пехотинцев оказывается заведение полулагерного типа, а на месте лысой Джейн оказываются тринадцати-четырнадцатилетние уголовники, готовые в общем-то на что угодно, только не на службу родине. Перед режиссёром, сценаристом и актёрами в данном случае стояла достаточно сложная задача — изобразить эту жизненную коллизию без разлюли-малины, не устраивая из фильма «Ералаш» и профанацию. Получится — вот вам слава и зрительская симпатия, не получится — никакая историческая правда или её отсутствие результат не скрасят.
«Сволочи», кадры
И самое сложное, с чего нужно было начать — это выстроить мир детской преступности, со своими, совсем не детскими, но и отличающимися от взрослых преступников законами, показать этот узкий мирок, и отдельных людей внутри него. Ещё сложнее — этот мир преподнести зрителю так, чтобы не пережать, не устроить чернуху сверх меры, жестокость сверх необходимого.
И во многом эта неординарная задача была авторами фильма выполнена — где коротким злым матерком, где долгим взглядом в упор, говорящем не о начале юной жизни, а уже о её скором конце, к которому всё и идёт. Доведи режиссёр идею до конца, уже одно это сильно сместило бы акценты на весь остальной фильм, проблема тут оказалась в нюансах, в режущих глаз и ухо невынужденных ошибках создателей фильма — мучительное вступление-объяснялка, к которому авторам отчего-то приходится снова и снова возвращаться, обстоятельства поимки главного героя, надуманный диалог с особистом-вербовщиком, всё это слишком уж отсылает к традиционным сюжетам отечественного сериалостроения, а никак не к «исторической правде».
«Сволочи», кадры
Впрочем, как прелюдия к занимающей половину фильма истории подготовки в лагере, всё это может быть вполне уместным, хотя и слишком уж гротескным, прочно выстроенный дальнейший сюжет мог эти недочёты загладить и вовсе стереть из памяти, но дальше получается как-то тоже не слишком гладко. Лагерь неожиданно превращается в горный курорт, где за побег расстреливают, а так — делай, что хочу. Регулярно тут происходят драки стенка на стенку, инструктора ходят по территории с кошельками в карманах, каковые кошельки демонстративно и безнаказанно тырят специально обученные щипачи-карманники, воровство тушёнки со склада заканчивается публичным заголением мягкого места, малолетние «бугры» получают отпор только от своих же «однополчан». Боевая подготовка тут состоит из скалолазанья и лыжного спорта, политическая же ограничивается молчаливым до идиотизма гражданином в особистских погонах, маячащим по лагерю.
«Сволочи», кадры
Да, Панин и Краско замечательно играют «отцов солдатам», суровых, но справедливых, два мальчика-главных героя тоже играют более чем хорошо, но уж больно странные речи они все произносят и больно странные дела делают — большую часть времени персонажи курят под гитару, травят друг другу жизненные байки, и где тут чистилище для малолетних зверёнышей, готовых вцепиться друг другу в глотки, понять и разглядеть не удаётся.
И опять же, невынужденные сценарные огрехи вынуждены заглаживать оператор с монтажёром (обе работы — весьма и весьма интересные, сильные), специалисты по спецгриму и пиротехнике — стараются как никогда, музыкальные композиции Аркадия Укупника не дают зрителю расплываться мысию по древу, удерживают внимание, как и положено триллеру. Но всё равно, не хватает многого — деталей, взаимоотношений, многомерности. Взявшаяся ниоткуда дружба двух пацанов так и остаётся взявшейся ниоткуда, а песня Вертинского просто вязнет на зубах. Суть и смысл спецподготовки всё так же остаются непонятными, что такого должны были делать дети, чего не смогли бы взрослые? А тут, как снег на голову, «им дан приказ на север», снова интерлюдия «в подвалах», монотонный монолог-объяснялка, отправляемся.
«Сволочи», кадры
С этого момента фильм благодаря окончательно развалившемуся сценарию превращается в набор аттракционов — аттракцион «старший группы просит выйти», аттракцион «проход через строй», аттракцион «скоро тут такой дубак будет», аттракцион «нас кинули, ребят кинули» (кстати, зачем надо было долго готовить диверсантов, чтобы ими вот так бездарно распорядиться?) и финальный аттракцион «я запомнил где тут хранилище, щас рванём» с последующим замечательно снятым, но абсолютно безумным сиквенсом побега вплоть до сцены с миной, после которой авторы сценария ну окончательно перестали понимать, что же с этим сюжетом делать.
Закончился фильм как закончился — немотивированным продакт-плэйсментом и абсолютно ничего не означающим и не поддающимся осмыслению финалом в том самом стиле, за который любят у нас поругивать Голливуд.
«Сволочи», кадры
В итоге нам остаётся порадоваться, что, несмотря на плоско-фанерные фигуры второго плана, актёрская школа плана первого у нас не переводится, постепенно обрастает наш кинобизнес и мастерами технических профессий, в коих до сих пор был жуткий недостаток, но вот тот факт, что голливудская болезнь полной нехватки серьёзных сценаристов в нашем кинобизнесе цветёт махровым цветом — он как бы уже и в доказательствах не нуждается, ибо его можно наблюдать невооружённым глазом. Любите кино.
1172 Прочтений • [Сволочи: Ах зачем я на свет появился...] [16.09.2012] [Комментариев: 0]