Поход на просмотр таких фильмов — уже само по себе контркультурная акция. Собирается группа специально подобранных латентных гомофобов и отправляется пощекотать себе нервов. Только не говорите мне, что отечественный зритель в массе жаждет проникнуться чувством единения с парой бравых ковгеев и посочувствовать их нелёгкой судьбе. Интерес публики связан не с фильмом, и даже не с темой, а с оскаровскими страстями на предмет дали-не дали, и дали ли тому, кому надо, и вообще, что они там, все с ума посходили со своей политкорректностью.
«Горбатая гора», кадры
И начало фильма в общем-то идеально под эту задачу подходило — горы, в том числе горбатые, Гилленхааль, ловко изогнув стан, облокотился о свой старенький пикап, Хит Леджер нервно курит в сторонке. Под замечательные композиторские и операторские изыски несметные полчища овец монгольской лавой просачиваются на вольные пастбища, ведомые неутомимыми овчарками, а в центре этого белого и пушистого водоворота — два мандражирующих ковбоя, нервно косящиеся друг на друга кровавым глазом таких же нервных лошадей. Они знают, что в этих восхитительных горах их ждут долгие ночи под чутким руководством Энга Ли, одна палатка на двоих, одна губная гармошка на двоих, и масса вариантов для совместного времяпровождения.
«Горбатая гора», кадры
Наш человек в Вайоминге напряжённо смотрит на экран, ему некогда глазеть на красоты и следить за музыкальным фоном, он ловит косые взгляды, считает израсходованные в кадре пачки «Мальборо» и вспоминает про себя, что тот ковбой тоже плохо кончил. Наш зритель ждёт, когда уже ему начнут показывать этсамое. Энг Ли знает своё дело, и оттягивает искомую развязку, сколько может. Хронометраж тянется чередой ночёвок в горах, открытых банок с бобами, необязательных умолчаний о прошлом и будущем, а также о том «как страшно жить». Наш человек в Вайоминге начинает нервно подсигивать на месте от этого всего статического электричества, его уже тянет начинать кричать кричалки и читать речёвки: «нада гол!» и «отсоси у красно-белых!» Грубо, но правда, сколько можно. Энг Ли нервно докуривает в сторонке и даёт команду «мотор!»
«Горбатая гора», кадры
Всё искомое происходит со скоростью проносящегося мимо товарного состава, и начинается, собственно, фильм. Двое постепенно стареющих мужчин живут своей жизнью, у них жена и дети, у них дом, работа и «небольшая семейная тайна» — время от времени они ездят «на рыбалку», где снова нервно курят у речки с окушками (почему-то они их при этом не ловят, ну да ладно), после чего снова возвращаются взад-назад к семье и детям. Кино, оно как бы на самом деле вот об этом, а воспоминания о той Горбатой горе, минуя сомнительное гомосексуальное удовольствие, по факту остаются знакомыми всем воспоминаниями о том, «как мы в пионерском лагере целовались», только со специфическим гендерным уклоном. А вокруг — всё так же природа, за кадром — всё так же жизнь, на плечах груз всё тех же проблем, все бабы ду и все мужики сво. Вроде как высокое искусство закончилось, начались обычные будни, прерываемые недолгими рыданиями друг у дружки на плечах.
«Горбатая гора», кадры
Весь заявленный гомосексуальный пафос по факту как-то разом растворяется в морозном горнем утреннем эфире. Подумать так, выходит, если убрать из фильма пару излишне эмоциональных сцен, ограничиться полунамёками и косыми взглядами — так и будет у нас на выходе «обычная» жизненная драма двух людей, у которых своя жизнь, но она проходит, а остаётся неизменной только эта гора, эти непойманные окушки, эта тишина и нервное курение за кадром. Убыло бы оттого фильму? Да ничуть. Да, шуму было бы поменьше, а вот концепт был бы поотточенней, да и электричество то самое, статическое, удалось бы, глядишь, дотянуть до самого конца, минуя все эти злосчастные Эль Пасо (у них там на границе с Мексикой что, городов больше нет?!) и прочие страшные рассказы о злых ковбоях, отрывающих честным ковгеям всякое. Может, и было. Но в фильме это дело смотрится притянуто за уши и просто некрасиво.
«Горбатая гора», кадры
Что касается же гомофобов вообще, то фильм им в текущей редакции по итогам скорее не понравится — особого простора для «бугага» в нём не наблюдается, да и кино, что ни говорите, по здравому размышлению сыроватое как концепт, но вполне сильное и очень профессионально снятое. Музыка Густаво Сантаолаллы это вообще традиционный «маст хэв», овечья лава — лучшая операторская находка сезона, даже если не отбрасывать ясно читаемый намёк на «стадо баранов», Леджер и Гилленхааль играют весьма и весьма недурно, хотя последний ну никак в конце фильма на сорокалетнего не тянет.
«Горбатая гора», кадры
Слабость фильма оказалась по факту как раз в том, за что получены основные награды — в сценарии и режиссуре. Именно потому что по результатам отсмотра хочется пожать плечами — странная концовка, опять же сырость сюжета, да и титр «по мотивам рассказа» — по меньшей мере невнятен (кто их там упомнит, пулитцеровских этих лауреатов). Двухчасовой фильм по рассказу и получился в итоге — красиво, но непонятно, к чему это. Снимать агрессивную гомосексуальную драму — Энг Ли явно не хотел, снимать просто драму — тоже, вот и завяз где-то посредине, нервно докуривая и хитро щуря китайский свой глаз. Чего на самом деле хотел сказать старик Ли, осталось за кадром. Чего в этом всём увидело множество голосующих на IMDB — тоже. Почему американские академики прокатили вот тут, но не прокатили вот здесь — после просмотра осталось ещё менее понятно.