Есть режиссёры, фильмы которых обсуждают в кулуарах: ах, мне вот это понравилось, а мне больше вот это. Есть режиссёры, которых обсуждают иначе: нет, ну вы только подумайте, и куда там десять миллионов ушло, уму непостижимо, такое убожество. А есть режиссёры особенные, споры вокруг их произведений идут совсем в ином ключе: есть мнение, что всё снятое — странная каша, понатыренная отовсюду, в которую добавлена парочка относительно неплохих сцен и попутно прикормлена армия агрессивных фанатов, которые теперь кричать по углам, что сие есть гениальное кино, и вот спор состоит в том, что именно в фильме считать неплохими сценами, насколько много там циничных заимствований, а сколько — просто лажи.
«Ультрафиолет», кадры
Познакомьтесь, один из таких режиссёров — Курт Виммер, а речь в спорах идёт, конечно же, о его «Эквилибриуме». Да, ган-ката сама по себе — несомненный вклад в искусство кинобоевика, да и приличных антиутопий на свете не так чтобы пуды, и виммеровское творение вполне сказало в этой области своё веское слово, пусть и погрешив неудержимым цитированием всего и вся. Но споры ведутся, фанаты остаются фанатами, лажа — лажей, а Виммер самим собой. Между тем в споре остроконечников и тупоконечников относительно творчества шаловливого немца буквально на днях проявился завидный аргумент. А в пользу какой из сторон, сейчас разберёмся.
«Ультрафиолет» ещё с роликов, как это водится, представлялся такой красочной, но довольно бессмысленной беготнёй по футуристическим пейзажам (см. «Эон Флакс»), от которой философской и логической глубины ожидать как-то глупо, но зато там будет много спецэффектов (см. «Матрица», три штуки), операторских изысков (см. ту же «Матрицу» или тот же «Эквиллибриум») и, наконец, там будет настоящая Мила Йовович с ружьём и без (см. «Обитель зла» номер какой хотите). Кроме того, обещали отличный бодрый саундтрек в лице например композиции «24» группы Jem (коию, кстати, совет — отыщите да скачайте, оно того стоит). Ну, а чего получилось в итоге, всем желающим предлагалось узреть в кинозале. И мы узрели.
«Ультрафиолет», кадры
Первое и самое острое ощущение, за которое уже стоит благодарить товарисча Виммера, это за непередаваемый флэшбэк. Вернись, молодость, восклицаем мы, и вот она, вернулась. Старые добрые времена первых видеосалонов и редких домашних видаков, по которым гнусавый голос под трёхцветное (не путать с чёрно-белым, три цвета — чёрный, белый, красный пятнами по экрану) изображение в общих чертах пересказывал нам содержание сюжета первого «Робокопа», пересказывать приходилось по двум причинам — незнанию языка оригинала и качеству изображения, не позволявшего хоть как-то объяснить происходящее. Ну так вот. «Ультрафиолет» — это оттуда, добро пожаловать в мир реальной травы, дружок.
В странном-престранном мире, который вам не понять, живут люди-гемофаги, заражённые Странной Болезнью, которую разработали Преступные Корпорации, чтобы потом нечаянно запустить болезнь в народ, а после под прикрытием санитарных мер по уничтожению болезни начать с автоматами наперевес гоняться за заражёнными гражданами, заодно Притесняя и Лишая Законных Прав всех остальных.
«Ультрафиолет», кадры
При этом гемофагия — болезнь странная. С одной стороны от неё, теоретически, мрут, но на практике преследуемые санитарами в сутанах (см. «тетраграмматон») больные не только не хотят умирать сами, они изобретают Реально Широкие Карманы, в которые путём квантового уплощения пространства можно безболезненно засунуть хоть меч, хоть целый арсенал огнестрела, с каковым арсеналом саблезубая братва одевается в спецназовский прикид и с помощью Чёрных Капсул начинает внаглую проникать на Секретные Заводы по производству жизненно-важной для гемофагов крови («гемофаг» — в просторечьи «кровосос» или просто вампир, хаха, это был Ужасный Спойлер), но в ответ получает серебряную пулю в лоб. Ну, в общем, война идёт в с переменным успехом.
«Ультрафиолет», кадры
И тут главный санитарный врач страны, по совместительству — вицекардинал, сидючи посреди секретной лаборатории, изобретает Супероружие, каковое должно проблему гемофагов решить, а остальное человечество навсегда осчастливить железным здоровьем и излечить от алкоголизма. Доставить Супероружие в точку «Же» должен суперсекретный санитар-агент под прикрытием. Прикрытием же ему (точнее — ей) будут дезинфицированные штаны, меняющая цвет курточка на меху и такой же меняющий цвет паричок. Агентом оказывается, как вы понимаете, сама Мила Йовович, точнее не агентом, а другим агентом, который изображает другого агента, который тоже с паричком… ну, в общем дальше сами разберётесь. Вам были рассказаны первые пять минут повествования, и если вы думаете, что дальше предполагается гнать сюжет в том же темпе, то вы ошибаетесь. На этом он, по сути, кончается.
Нет, там ещё будет проблема «а был ли мальчик», проблема «кто на ком стоял» (причём в основном у самого сценариста-режиссёра) и проблема «что со всем этим делать, дабы перестать смешить народ».
«Ультрафиолет», кадры
Нет, бывали на свете сюжеты и побредовее, и позатёртее, и посворованнее, и поидиотичнее в деталях. Но так чтобы всё в одном месте — это уже редкость. Есть такие фильмы, которые пародия на самих себя, никаких УСок не надо (сцена «а где бабуля», сцена «вы не подскажете, как пройти в библиотеку», сцена «сдохни, гад такой, я тебя поцеловала, м-м»). Ну ладно, так может крайний идиотизм сюжета будет скомпенсирован Потрясающей Графикой? Хотя, признаюсь, даже теоретически смеховую икоту, которая продирала весь зал ближе к финалу зрелища, обороть может только истинный гений операторского искусства.
Но нет, как уже говорилось, велкам бэк ту видеосалон — помещённая на экран картинка по невыясненным обстоятельствам (виновные уже сделали себе харакири и ответов от них никак не получить) оказалась перегнанным на плёнку роликом разрешения 320px.
«Ультрафиолет», кадры
Тут и там физиономии персонажей покрыты гладкими однотонными «отфотошопленными» пятнами, то есть вместо лиц — такое одно розовое пятно. Ну ладно, будем считать, что это такая неловкая вариация на тему анимэ, к каковым нас отсылают начальные титры (тоже, кстати, то ещё произведение искусства). Но когда, наконец, начинается та самая бесконечная погоня, которая будет протекать весь фильм с перерывом на две-три слащавые сцены «за жизнь», так вот эта самая погоня действительно рвёт и мечет — мотоцикл гоняет в трёх плоскостях, вертолёты летают, автоматные очереди полосуют бетон... полосуют во всё том же размытом рапиде, а уж как выглядят брызги от лопающегося под пулями стекла, лучше и не вспоминать — «Робокоп» и компьютерные мощности его создателей.
Осталось обсудить последний пункт программы — Милу Йовович.
Нет, тут нас не обманули. Она есть, во всей красе, в сценарии даже прописана т.н. «немотивированная прогулка голым при луне», а также многочисленная массовая ган-ката, а также сабельные и прочие зарубы. Тут, как говориться, нет вопросов: лес рубят, щепки летят, никаких дублёров, всё сама, всё сама. Фанаты могут полюобоваться на любимицу в действии и не только. Если бы оператор был чуть внимательней к деталям, музычку бы зарядили поприятнее, а в аппарат зарядили бы непросроченную плёнку, было бы вообще супер.
«Ультрафиолет», кадры
Но — плёнку не зарядили, музыка абы какая, бесконечная погоня не имеет никакого смысла, и даже обладает его заметно отрицательным количеством («хорошо, что мы успели завербоваться в команду кремации»), пафосные моменты дичайше приторны, а на третьей-пятой экшн-сцене зрителя начинает пробивать либо на хи-хи от идиотизма происходящего, либо на сон от тривиальной зрительной усталости.
Что можно сказать в итоге — в споре, с которого начиналась эта рецензия, Курт Виммер явно проигрывает с разгромным счётом. Зачем было снимать такое дайрект-ту-видео кино, а уж тем более выпускать его на большой экран — совершенно непонятно. Как нужно было извратиться, чтобы превратить имевшиеся в распоряжении локейшоны в то, во что они превратились в фильме, тоже не очень понятно. А что касается Милы Йовович, ей давно пора убить своего агента, ибо после размолвки с Люком Бессоном ей категорически не везёт на приличные роли («Обитель зла», по большей части, тоже не исключение), будем надеяться, чтобы увидеть нашу любимицу на экране в выгодном свете, нам хоть когда-нибудь не понадобиться доставать из загашника диск с «Пятым элементом» или «Жанной д’Арк».