Миссис Хендерсон представляет: Фильм на раздевание
Фильмы, где поют, называют мюзиклами и автоматически выносят их в особую категорию. Где поют. Вы понимаете. Есть остальное кино, а есть — где поют. В одной половине — актёрская игра, сюжет, драматические и прочие страсти, режиссура, сценарий, а в другой — песни и пляски. И, в общем, такое деление, если вдуматься, имеет под собой немалое практическое основание. И каково же наше киноманское счастье, что в этом безусловном «или-или» есть исключения.
Одно из таких исключений наконец-то добралось в наши смоленские леса, прежде успев побывать и в мировом прокате, и в номинационных списках «Оскара». Мартовско-апрельская оскаровская ретроспектива дошла до пункта «лучшие женские роли первого плана», теперь мы можем усесться и вкусить.
Предвоенная Великобритания, разваливается империя, надвигается война, Великая депрессия, за гробом мужа в Лондон возвращается вдова-аристократка с причудами.
Причуды её сначала заставляют бросить скуку вдовьей жизни, а потом с головой погружают в недра разорившегося лондонского театра, где миссис Хендерсон решает выпускать новое ревю, такое, каких не бывало дотоле в чопорной Англии — музыкальное шоу с участием обнажённых девушек. Осталось найти того, что смог бы такое дело поставить на ноги, подходящий случай рассказать ему главную соль затеи и способ протащить это вопиющее безобразие через ведомство Лорда-камергера.
Сюжет как сюжет, театр, песни, танцы, грех раскрепощения, неуёмная энергия пожилого человека, который хочет побольше успеть, первые бомбёжки, успехи и неудачи, искусство против стриптиза и искусство стриптиза, белая мышка, бегающая по сцене посреди ошалелых грудастых красавиц, жизнь реальная и мир идеального. Настоящий сюжет фильма — где-то здесь, не в годах жизни, а в полётах на биплане и в заплывах на середину канала. В этом всём живёт героиня Джуди Денч, какой-то прежней, но вдруг неожиданно новой, такой хитрой старушенции с требованиями к жизни.
Она и Боб Хоскинс как бы ничего такого особенного не играют, просто выходят раз от разу из себя, потом снова мирятся и снова ругаются. Вокруг происходят какие-то драмы, трагедии, трагикомедии и анекдоты, но между ними — какой-то особый воздух, пронзаемый самовозгорающимися молниями и прохладным британским юморком.
Юмора в фильме ничуть не меньше, чем драмы или музыки. И он такой удивительно светлый, что даже над традиционными английскими шутками «только для джентльменов» хочется смеяться от души — не отсмеявшись, чувствуешь себя глупым циником.
А что же песни? Мюзик-холльные интонации театральных ревю сороковых годов воспроизведены создателями фильма с ювелирной точностью — пухлые ножки, ритмы и мелодии, розовощёкие певицы и даже живые «статуи» в кадре, всё работает на создание той самой утерянной атмосферы, которая бы объяснила зрителю логику происходящего, вернула бы его в прошлое. И эротической самонацеленности в этом — не более, чем в отечественных анекдотах про поручика Ржевского. Более наивного, нежного, романтического и лёгкого фильма мы давненько не видели. Уже за одно это — спасибо.
Не ищите в этом фильме глубоких драм военного времени, они здесь только случайно отразились. Не ищите в этом фильме страусиные перья, голые ляжки и притоп с прихлопом — даже эротические ревю могут быть скромными и сдержанными. Ищите в этом фильме великолепную Джуди Денч и её скромный театр теней давно ушедшей эпохи. Сможете ли вы их полюбить?
До встречи в кино.
1642 Прочтений • [Миссис Хендерсон представляет: Фильм на раздевание] [16.09.2012] [Комментариев: 0]