Выходу многих кинопроектов сопутствуют разные привнесённые обстоятельства, влияющие на процесс куда сильнее денежных, художественных и прочих планов их создателей. Зачастую даже такие вполне прозрачные составные части кинопроизводства как кастинг, назначение режиссёра и определение даты выхода проекта сотворяют с будущим фильмом то, что впоследствии не смогут изменить даже самые изощрённые усилия со знаком плюс или минус. Но бывают такие (чаще это касается громких франчайзов) кинопроекты, которые начинают от этих привходящих обстоятельств просто разрываться на части на глазах у изумлённой публики.
«Люди-Икс 3», кадры
Именно так случилось с «Людьми-Икс 3», остроумно получившими говорящий промоушенал-тайтл «Х3». Многочисленные взаимоисключающие директивы, которые рожала на протяжении всего процесса продюсерская бригада фильма, воспроизводились потом съёмочной группой и в итоге естественным образом попадали на экран. Вспомним только первое, что придёт в голову. Продюсеры должны были сменить режиссёра, но хотели всё оставить, «як було». Продюсеры хотели сценарным образом избавиться от завершающихся контрактов с исполнителями, но хотели не развалить при этом жизнеспособный франчайз. Важно было также ввести в повествование как можно больше новых, «хороших и разных» мутантов, но так, чтобы хронометраж не стал достигать любимых размеров Питера Джексона. Также важно было поддержать интерес к отдельным персонажам, которых ждут собственные спин-оффы, но экранного времени на это — см. выше.
«Люди-Икс 3», кадры
А если к этому всему прибавить необходимость закруглить повисшие в воздухе сюжетные хвосты первых частей, создать новые, сформулировать и потом разрешить интригу с Фениксом, а также «уже что-то решать» с Магнето, то мы получим то, что, в принципе, и получили. Сложносочинённую кашу из старого, нового, спецэффектив, каких-никаких диалогов, вставных номеров в исполнении полулюбовного треугольника Россомаха-Феникс-Магнето, «заметок про вашего мальчика» и… и ещё огромного списка всего-всего.
Тикайте, хлопцы! Айл би бэк.
«Люди-Икс 3», кадры
С первой минуты полёта на нас с экрана обрушивается лавина информации, которую осведомлённый зритель начинает буквально конспектировать (так, эти двое — выжили, этого — замочили, гляди, как омолодили товарищей, вот новый персонаж, вот новый персона…, а это кто?), а не столь осведомлённый только успевает стряхивать с развесистых ушей. Разбавляющие происходящее спецэффекты мероприятию помогают в смысле общего увеселения, но ясности не добавляют. Потому приходится рукам помогать языком. В смысле привносить в действо примерно такие диалоги: — На неё обрушились тонны воды, она могла выжить, только заключившись в ментальный кокон. — Ну и как же это объясняет, куда подевался Циклоп? — Боюсь, что никак.
Живучесть от фильма к фильму некоторых персонажей вообще забывают хоть как-то объяснить. Ну и чёрт с ним, решает зритель и усаживается поудобнее, ожидая «того самого экшна». И он наступает неминуемо, как день премьеры. Как мы помним, мутантов стало слишком много, и пора было начать прореживать, чем режиссёр со сценаристами и занимается весь фильм с самоотверженностью садиста. Никого больше не волнует проблема размножения супергероев, всех волнует ихняя смертность. И если кто-то рассчитывал на элегантность, с которой сие будет проделано, это вы зря.
«Люди-Икс 3», кадры
Сделав в самом начале два неловких движения в этом направлении (два первых убийства Феникса по итогам стрельб выглядят скорее невынужденным фолом сценаристов), банда Стампа принимается за дело с сосредоточенностью Джека-Потрошителя. Ближе к финальной битве расплодившиеся мутанты идут «садаваться» многокилометровыми очередями, прежние любовные треугольники разбираются на запчасти одной-двумя фразами из школьного спектакля про Машу и Петю, а финальное мочилово приближается неминуемо, как тот Айсберг к Пиро… то есть к «Титанику». В смысле — однажды они найдут друг друга.
«Люди-Икс 3», кадры
Впрочем, до этого ещё должна быть тема мальчика и тётеньки с мужским именем Феникс. Ну если мальчик как мальчик, там заодно лаконичная, но вполне занятная история Ангела и его папы-дохтура, плюс сюжетообразующая идея Лекарства, то с Фениксом дело ясное, что дело тёмное. То про неё рассказывают, что необузданна она в желаниях своих (и показывают, к вящему удовольствию публики), а то вдруг станет она в сторонке и глядит вдаль. То есть персонаж, бесспорно, колоритный, но справиться с внутренней борьбой Джин Грей и Феникса, показать это не только в виде компьютерного макияжа на лице — получилось лишь процентов на десять. По сути, персонаж как следует раскрыт лишь в одной крошечной сценке с Циклопом (кстати, никак не объяснённой), в той самой «постельной» сцене с Россомахой да в эпизоде в доме Джин.
Вот он кстати, и показывает, как же можно было (с тем же составом участников!) сделать нам красиво на протяжение остального фильма. Тут вам и напряжение, и массированные спецэффекты, и юмор (!), и драма, и несколько линий действа одновременно, и вполне осмысленная (хотя и удивительная для фанатов) смерть в финале. Эпизод этот, без сомнения, войдёт в список лучших за всю трилогию.
«Люди-Икс 3», кадры
На его фоне провисает и финал, и вообще все остальные сюжетные придумки, да и сами персонажи после похорон как-то поголовно заскучали и захотели домой (на часах меж тем была только середина фильма), так что остальная программа исполнялась уже без огонька, разве что развлёк публику многоликий жулик-мутант да обещанный ещё трейлерами летающий мост под управлением Магнето.
Из персонажей же продолжал зажигать только Зверь, который сменил пиджак на революционную тужурку и отпустил на волю своё неполиткорректное нутро, пошутив напоследок про свободу и демократию. Ну, и мордобой, соответственно, устроил славный, наряду с другими товарищами по партии, которым уже не терпелось оттянуться за весь хронометраж.
Сдать всё металлическое!
«Люди-Икс 3», кадры
Что же мы имеем по итогам просмотра, окромя чудовищно-предсказуемого «суперфинала» с дрогнувшей шахматной фигурой? Имеем массу нераскрытых новых и старых персонажей, массу убитых новых и старых персонажей, имеем некоторое количество первостатейных спецэффектов, которым зачастую чего-то неуловимого не хватает. Мы также имеем некоторую долю старательно расставленного по сценарию юмора, который так же старательно нам «простили» при переводе, оставив только небольшую, визуальную его часть. Имеем отлично омоложённых на время Стюарта и Маккеллена, а также недоумение по поводу судьбы первого и пожимание плечами относительно судьбы второго.
«Люди-Икс 3», кадры
В общем и целом честному ремесленнику Раттнеру удалось сохранить атмосферу своего предшественника, но с предлагаемым материалом он справился лишь частично. Сюжетное нагромождение фильма при нехватке хронометража почему-то регулярно выражается в провисании действа, стоит тому на секунду замереть и позволить вглядеться в лица. Однако по сумме составляющих — провала не случилось, господам фанатам будет, чего обсудить, остальным есть, чего посмотреть. Да, не забудьте досидеть до конца титров, если в зале, конечно, не выключат аппарат, там всех ждёт ещё один сюрприз. Хотя тоже вполне предсказуемый.
«Икс-мены» очередной раз подтвердили своё реноме одного из самых крепких марвеловских кинофранчайзов, но откровений в жанре, как обычно, нам стоит ждать чуть позже — у того же Сингера и у того же Раими. Да и нуар-комикс в лице Роберта Родригеса не дремлет. Подождём-увидим.
До встречи в кино!
1235 Прочтений • [Люди-Икс 3: последняя битва: Люди! Вы звери!] [16.09.2012] [Комментариев: 0]