ММКФ-XXVIII: "Сколько ты стоишь?", "Грбавица", "Велосипед", "Аврора"
Журнал «КиноКадр» открывает обзор премьер XXVIII Московского международного кинофестиваля, проходящего в столице с 23 июня по 2 июля. Сегодня мы знакомим наших читателей с четырьмя картинами — участниками основного конкурса, программы «Гала-премьеры» и конкурса «Перспективы». В ближайшее время ждите рецензий на фильм-открытие «Клятва» китайского режиссёра Чена Кайге и роуд-муви «Самый быстрый Индиан» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Смотрите также наш фоторепортаж с ковровой дорожки церемонии открытия кинофестиваля.
«Сколько ты стоишь?» «Велосипед» «Грбавица» «Аврора»
В других обзорах: «Уроки вождения» «Лёд и пламень» «20 сантиметров» «Спроси у пыли» «Клятва» «Сны о рыбе» «Полурусская история» «Смерть рабочего» «Кинофестиваль» «Париж, я люблю тебя» «Мыло» «Franz + Polina» «О Саре»
Любовь, когда голуби уже разлетелись
«Сколько ты стоишь?» (“Combien tu m’aimes?”, Франция), 2005
Режиссёр: Бертран Блие
Автор сценария: Бертран Блие
В ролях: Жерар Депардье, Моника Беллуччи, Бернар Кампан, Жан-Пьер Даруссен, Эдуард Баэр, Сара Форестье, Мишель Вильерморс, Франсуа Роллан, Рухуадж Фарида и другие
Участвует в основном конкурсе
Updated: По итогам вручения наград XXVIII ММКФ на счету у фильма «Сколько ты стоишь?» приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу.
Его зовут Франсуа (Бернар Кампан), он, понятно, француз, а ещё он — клерк, который, не сняв офисного пиджака, сидит вечером в баре, пьёт аперитив и поддерживает беседу с подсевшей к нему Даниэлой (Моника Белуччи). Та обычно берёт 150 евро в час, но сама — женщина особенная, из тех, перед чьим именем мужчины всегда с добрым чувством тянут долгое «о». При этом она будто 24 часа в сутки завёрнута в подарочную бумагу и представляет собой чудо, рождённое для любви. Когда Франсуа признаётся, что он, в свою очередь, представляет собой обладателя лотереи на 4 миллиона, Даниэла понимает, что хочет откликнуться на любое предложение этого господина.
Предложение получено настолько трогательное, что у прекрасной Даниэлы чуть ли не дрожит нижняя губа. Но вот она уже взяла себя в руки, идёт царственно, говорит с достоинством, а в уме — даже не калькулирует, потому что нечего тут калькулировать: 100 тысяч в месяц за жизнь и постель с чудиком Франсуа — это внятная сумма. Это веско, вызывающе, почти неприлично, даже для неё, а Даниэла — не дешёвка. Может быть, это столь же захватывающе, как секс для обретшей скромность девушки (тема, которая подробно, на примерах разобрана в фильме).
И молодые едут, едут далеко, с ветерком — случаются у них и сердечные приступы на лестницах, и догонялки на берегу Северного моря, и душещипательные беседы с другом Франсуа, безумным лекарем. Даже цыган с самым настоящим Медведом (Жерар Депардье) завезли в кино режиссёра Бертрана Блие. В момент истины появляется неприятный тип, именующий себя мужем Даниэлы при полной поддержке с её стороны, и начинаются пронзительной красоты беседы за жизнь, деньги, любовь, смерть под ставшие почти фоновыми крики Даниэлы «я шлюха!», «я не шлюха!» и многое другое интересное — сценаристу искренний поклон.
При всем абсурде происходящего, в фильме периодически проговариваются слова, которые живые и подлинные. Одна из ключевых философических фраз — «Он вернул мне скромность». Сказана Даниэлой о Франсуа, который умел любить «как в книжках». В целом же после фильма остаётся чувство, что приобщился к классике: будто где-то рядом Мопассан, Бомарше и другие выдающиеся личности — настолько всё добротно и хорошо.
Однако самое главное — фильм смешной, даже очень. Если вы внезапно вспомнили, что давно не хохотали от души, это кинематографическое светопреставление — то, что доктор прописал. Юмор живой, без зауми. Так или иначе, сцена с двумя разъярёнными итальянскими фуриями, одна из которых утверждает, что другая симулирует оргазм — это одна из тех вещей, которую нельзя пропустить этим летом.
Дневники велосипедиста
«Велосипед» (“La Bicicleta”, Испания), 2006
Режиссер: Зигфрид Монлеон
Автор сценария: Мартин Роман
В ролях: Пилар Бардем, Санчо Гарсиа, Хавьер Перейра, Хосе Мигель Санчес, Барбара Лени и другие
Участвует в конкурсе «Перспективы»
Фильм Зигфрида Монлеона по жанру похож на классическую трип-стори, только связанную границами одного города и локальными жизнями трёх людей, которые по очереди становятся владельцами одного велосипеда.
Хозяин веломастерской Марио дарит велосипед, собственноручно собранный им из деталей, мальчику Рамону, который катается на нём с друзьями, ворует сладости из магазина, взрослеет, развозит «травку» по поручению взрослого приятеля, встречается с девочкой, покупает ей сладости на заработанные деньги, снова взрослеет, завязывает с травкой, затем велосипед у него крадут и его история заканчивается. Вор продаёт украденный велосипед девушке Джулии, приехавшей издалека, изучающей китайский и зарабатывающей на жизнь работой велокурьера. Джулия встречается с парнем и уезжает с ним в Лондон, отдав велосипед на время своего отсутствия пожилой женщине Авроре, которая ездила на таком же велосипеде в молодости. Аврора возобновляет велопрогулки, затем обнаруживает на раме табличку с адресом веломастерской и именем владельца. Это событие ещё более возвращает её в ушедшие времена, когда судьбы Авроры и Марио были тесно связаны.
Велосипед — концепт, на котором держится художественная конструкция фильма, он проживает жизни всех своих хозяев и сплетает три сюжетные линии в единую паутину, образующую своеобразный детектив на более глубоком уровне повествования. За этим детективом, если его вообще заметить, можно с интересом наблюдать, пытаясь распутать и выстроить в последовательную цепочку сюжетные линии, разбитые в фильме на куски и перемешанные, как паззл, который можно складывать медленно и немного рассеянно, погрузившись в свои мысли созвучно настроению фильма, в котором катится и катится велосипедное колесо, крутятся и крутятся педали, всё это происходит очень неспешно, по-европейски рефлексирующе-расслабленно, с длинными крупными планами, с обшарпанными городскими панорамами, с разговорами о прошлом и будущем и даже с толикой революционной тематики.
Эта революционная тематика, помноженная на Испанию, выраженную в абсолютно локальных жизненных историях, но с предчувствием чего-то глобального, рождает ассоциации с «Дневниками мотоциклиста» Вальтера Саллеса. Эти же ассоциации позволяют почувствовать в фильме недостаток национального колорита, который явственно напрашивается там из-за этой нарочитой локальности, привязанности к месту, но постоянно теряется за слишком сильной фактической интернациональностью картины, Испанию там можно различить только по характерным архитектурным излишествам, всё остальное могло происходить и в другой европейской стране.
Послевкусие от картины, тем не менее, остаётся очень гармоничное, этакий вкус поэзии в повседневной жизни и физическое ощущение времени, выраженного в осязаемых образах.
Комментарий редактора: Не могу отделаться от ощущения чего-то общего между этим фильмом и «Копейкой» Дыховичного-Сорокина. С той лишь разницей, что там идут эпохи, а тут лишь сменяются поколения, живущие здесь и сейчас. Для полноты картины в «Велосипеде» не хватает лишь среднего поклонения, если не считать папаши-полицейского, показанного как-то мельком, и дочери старшей из героинь, которая тоже такой призрак. Может, в этом и есть особый смысл повествования?
Читайте далее: «Грбавица» «Аврора»
В других обзорах: «Уроки вождения» «Лёд и пламень» «20 сантиметров» «Спроси у пыли» «Клятва» «Сны о рыбе» «Полурусская история» «Смерть рабочего» «Кинофестиваль» «Париж, я люблю тебя» «Мыло» «Franz + Polina» «О Саре»