Возвращение Супермена: Вот тихий кто-то пролетел...
Брайан Сингер в мире кинокомиксов фигура не последняя, успех его «Людей Икс» во многом был предопределён той настойчивостью, с которой тогда ещё не слишком опытный режиссёр с начала и до конца снимал «серьёзный комикс» — его герои если шутят, то с грацией завсегдатая техасских салунов вековой давности, им очень непросто живётся в нашем мире, и все окружающие их спецэффекты приносят им исключительно головную боль, а не счастье. Эта манера, при всей её сложноприменимости к лёгкому жанру героического комикса, любящего аляповатые плащи и сюжетный минимализм, заставила разрозненную компанию американских комиксоманов дружно вступить в клуб «Мы любим Сингера!», обеспечив его фильмам популярность и кассу.
Да, Сингер — самый настоящий фанат героических комиксов, они у него выходят если и с притопом-прихлопом, то исключительно с серьёзным притопом и решительным прихлопом. Там где другие балуются (столь же серьёзный «Бэтмэн: Начало» появился лишь в 2005 году), Сингер работает. А потому, взявшись за реинкарнацию «Супермена», он не стал заморачиваться проблемами своих несостоявшихся предшественников на посту режиссёра-реаниматора, мучившихся объяснением, где же так долго пропадал Супермен, а просто сказал себе «он улетел, но он обещал вернуться» и начал со старой своей иксменовской командой писать сценарий прямо вот так, с третьей цифры. «Выбравшись из космической пучины, Супермен мощными гиперпрыжками полетел к Земле». Ну, а Кларк Кент? О, на этот счёт у авторов была своя, столь же немудрящая теория.
Супермен летал на Криптон, поклониться могилам предков. А Кларк Кент ездил к тибетским ламам, дабы набраться жизненной мудрости. Супермен ничего на месте Криптона не нашёл. Кларк Кент тоже премудростей не набрался. И только благодаря релятивистскому эффекту сжатия времени в кино с 80х годов прошло не почти два десятка лет, а всего пять. Ну, с кем не бывает.
И вот, как я уже говорил, с той же цифры — синяя надпись, затяжные ретротитры и первые пассажи уильямсовской увертюры дают такой мощный эффект дежа-вю, что хочется увидеть убегающие вдаль буквы «в далёкой-далёкой галактике». Супермен вернулся, а ничего не изменилось, так порешил для себя Брайан Сингер, и потому, если вы не готовы к такому повороту событий в эпоху умершего, но так и не похороненного постмодернизма, держите ваши шляпы, ибо волосы под ними начнут изрядно шевелиться.
Режиссёр остался верен себе, с таким каменным выражением на лице большие супергероические глупости ещё не делались. За всё время неслабого хронометража мы будем следить с замиранием сердца за полётами во сне и наяву, костеря бесконечную сантабарбару романтической линии, лишь изредка перемежаемой спецэффектным рубиловом вроде спасения американской космической программы, американских земельных угодий и простых американцев, выпавших из окна бигмачной.
Да, компьютерная графика впечатляет. Но столь бардачные, бессмысленные и беспощадные сюжеты американский кинематограф рожает не так уж часто. Все эти пулицеровские премии, спасение утопающих силами самих утопающих, вред курения, возрождение из мертвых и обязательное «я твой отец — я твой мать» заставляет среднего зрителя смеяться до икоты. При этом в кадре ни единой шутки, ни единого момента хотя бы лёгкой самоиронии — одно большое голубое бронированное трико и красные трусы поперёк экрана.
Американские фанаты фильм превозносят — ура! возрождение культового франчайза! человек из стали вернулся! Да ради бога. Но практика показывает, что даже столь яростного фанатизма при рекордном для мирового кинобизнеса бюджете — не хватает. У лидеров жанра в разы больше денег, потому что — самоиронично, а не с каменным лицом, потому что — живо, а не «посвящается», потому что — есть и сюжет, и лёгкая мораль, и развитие персонажей, а не иконы-иконы-иконы, иконостас какой-то.
Таких деревянных главных героев кинематограф не упомнит. Три шутки Лекса Лютера (неплохих, хотя и испорченных озвучкой), которые мы видели в роликах — в фильме так и остались тремя шутками, ни одной не забыли господа промоутеры, ибо на безрыбье. Балбес-Кент раздражает, барышня, что с Лютером — непонятна, будто это три разных персонажа, позаимствованных из трёх разных (уже виденных) фильмов, а потом по глупости сценаристов превращённых в одну даму с собачкой. Даже бесконечная как бразильское мыло тема криптонита и Лекса Лютора — не раскрыта ни разу, разве что космос теперь загрязнён ещё одним шальным криптонитосодержащим метеоритом.
Да и мегапроблематика катаклизмических кристаллов непонятного генезиса и изначального происхождения — да и как они на воздушной сырости прорастать не начали — всё это получается напыщенно и в массе не понятно, зачем, почему. Сам же Лютор явно недотягивает до любимых бёртоновских маньяков-антигероев, слишком много логики (тем не менее, хромающей), слишком маловразумительные детали паззла — с загадочным освобождением из тюрьмы, загадочным охмурением старушки с загадочными «неземными наслаждениями», которые он ей доставил (дети! закройте уши!), после чего поплыл прямо на прогулочной яхте в самые льды Арктики аки твой ледокол «Ленин».
И так весь фильм, ко всему прочему настолько перегруженный семейно-романтическим пафосом, что скулы сводит, а диснеевские былые семейные фильмы смотрятся кромешными трэшаками на фоне такого аццкого гломура. Итог — чисто фанатское кино с идиотским, натужным и пафосным сюжетом, реанимированным на компьютере Марлоном Брандо (помните, как в «Небесном капитане» реанимировали Лоуренса Оливье?), а также большим количеством в разной степени уместных спецэффектов, ради которых в кино в итоге идти и не очень-то стоит. Если вы, повторюсь, не фанат.
Любите кино, эта любовь вам скоро понадобится, ибо грядёт ещё один сингеровский «Супермен», а напоследок вот вам пара фактов о том, какое «Возвращение Супермена» мы уже никогда не увидим:
В разные годы за режиссуру проекта безуспешно предполагалось засадить Бретта Раттнера (по сценарию Джей-Джей Абрамса) и Тима Бёртона (по сценарию Кевина Смита), также планировались на эту роль Майкл Бэй и Роберт Родригес.
В разные годы в проект безуспешно приглашались актёры: Клер Дэйнс (Лоис Лэйн), Энтони Хопкинс (Джор-Эль), Скарлетт Йоханссон (Лоис Лэйн), Джуд Ло (генерал Зод, в окончательном сценарии персонаж отсутствует), Кира Найтли (Лоис Лэйн), Джим Кавизель (Супермен).
И ещё один занятный факт: Брэндон Рут, Кейт Босуорт и Кевин Спейси подписали контракт на съёмки, не читая сценарий. Причём Брэндон Рут был утверждён на роль после бизнес-ланча с режиссёром, где он смешно разлил по столу свою чашку с кофе.