Пятеро безымянных героев разъезжаются по этажам большого дома, поднимаясь в лифте всё выше и выше. Они не знают, что спустя десять минут благодаря целой цепи обстоятельств они снова, в таком же составе, соберутся этом же лифте, который будет двигаться уже вниз, только путь этот продлится куда дольше нескольких секунд, минут и даже часов — лифт будет нестись в бездонные глубины, пока случайные попутчики в этом тесном пространстве не начнут догадываться, что связывает их между собой и что должно произойти, чтобы двери лифта всё-таки открылись.
Герметические триллеры всегда несут в себе элемент детектива — почему именно эти пятеро, что происходит, кто виноват и что делать. Нервный молодой человек с разбитым лицом, придурковатый псих с испачканным чем-то ножом, «скрипач» с костюмом в чехле и тяжёлой скрипкой в футляре, сверлящая всех глазами женщина-врач и юная, куда-то страшно опаздывающая спортсменка. Ни имён, ни судеб, только обстоятельства появления в этом злополучном лифте, только взаимоотношения с другими невольными попутчиками, только общая на всех участь. Среди них — один маньяк и ни одного праведника. И кто на самом деле есть кто — дело долгих и долгих разбирательств, которым и будет посвящён весь хронометраж фильма.
Жанровое кино у нас нынче на подъёме, но самыми многообещающими из всего разнообразия проектов этого года оказались именно триллеры — чёрные комедии, молодёжные, фантастические и экшн-триллеры, джей-хорроры и римейки классических гоголевских сюжетов — вот какое разнообразие готовят нам кинопродюсеры. Нельзя сказать, что все из уже стартовавших фильмов на все сто процентов оправдали наши ожидания на их счёт, но существенная часть впечатлила не только на фоне недавнего нашего кинобезрыбья, но и вообще даже по сравнению с лучшими представителями мировой классики жанра.
И «Лифт», по счастью, занял своё место именно в этой славной когорте — жанр герметического триллера, когда камера покидает площадь двух квадратных метров кабины лифта лишь для небольших флэшбэков, располагает к тому главному, чего важно достигать нашему кино — снимать фильмы, не требующее больших бюджетов, но воплощающее в себе всё то, что включает понятие «современное кино».
Никакой фальши. Камера смотрит на героя в упор, не давая актёру фальшивить. Сюжет не подразумевает баловства широтой простора, но требует отточенности и диалогов, и сценарных коллизий. Режиссёр не может скрывать себя за спецэффектами и разнообразной пафосной разлюли-малиной. Чистый жанр, чистое кино, чистый, не замутнённый технологическим дымом контакт зрителя с фильмом.
Невероятно тонкая постановка вопроса требует от авторов предельной точности, лаконизма, понимания своих обязанностей на площадке и осознания ответственности перед конечным результатом. И «Лифт» по факту сумел удержаться в этих жёстких рамках.
Шикарные актёрские роли что Даниила Спиваковского (несколько необычного после «Моего сводного брата Франкенштейна») и Игоря Верника (неожиданно точного в роли «скрипача», и совершенно другого, нежели мы привыкли его видеть), вполне вписавшиеся в ансамбль остальные персонажи — лёгкие нотки чувства «не верю» во время фильма если и мелькают где-то на задворках сознания, их удаётся легко загнать обратно. Кто из них маньяк, а кто жертва — отнюдь не так просто угадать даже в самом финале, где число подозреваемых начинает стремительно сокращаться.
Детектив без трупа, основанный лишь на фантастической постановке вопроса посреди затопляющей всё клаустрофобии предельно замкнутого пространства — задача не для сценариста, лишённого воображения, и она была решена замечательно: затихая и разгораясь снова, триллер катится вперёд, погружая зрителя в транс, а персонажей — в новые и новые конфликты между собой.
Музыка, очередной изыск ракурса камеры, образы несущегося и несущегося в бездну лифта под движущийся к логической развязке бесконечный диалог героев — всё укладывается в общую картину триллера в исконном понимании этого слова — в котором зрительское напряжение и есть главный герой, который действует, живёт и почти ощутим физически.
Всеволод Плоткин сумел оправдать самые радужные ожидания — весьма плодотворная идея реализована на более чем достойном уровне, безо всяких ссылок на молодость жанра, на бедственное положение с кадрами и недостаток денег, на что ещё недавно жаловался каждый первый. После просмотра хочется увидеть и новые проекты автора, а что может быть важнее. До встречи в кино.
1044 Прочтений • [Лифт: Гонки по вертикали] [16.09.2012] [Комментариев: 0]