Непростительной глупостью было бы считать Мартина Скорсезе недостойным «Оскара». И то, что оная статуэтка до сих пор успешно миновала мэтра режиссуры — скорее недоразумение, прихоть злого рока, нежели объективная дань уровню его таланта.
Гадать на хрустальном шаре на новое творение господина Скорсезе не придется. Ясно как божий день, что за «Отступников» кто-то получит «Оскара» (а уж по количеству номинаций на золотую статуэтку фильм может запросто догнать «Авиатора»). Но вот сам мастер, к несчастью, наверняка вновь останется лишь в списке номинантов, но не победителей — больно уж спорный вышел фильм.
В своем новом творении режиссер затрагивает тему шпионажа и предательства, рассказывая историю двух подставных агентов. Фильм повествует о двух выпускниках полицейской академии, невольно оказавшихся по разные стороны баррикад. Первый — Колин Салливан (Мэтт Дэймон) — приёмный сын босса местной ирландской мафии, делающий карьеру полицейского в управлении Бостона, — для прикрытия «папочки», разумеется. Второй — Билли Костиган (Леонардо Ди Каприо) — засланный агент полиции, ищущий расположения того самого мафиози. Им обоим предстоит неоднократно пройти сквозь огонь, воду и горы трупов, чтобы доказать свою преданность. Но всё усложняется, когда «на оба ваших дома» объявляется охота на предателей, и по сути они теперь должны ловить сами себя и друг друга.
Достаточно нетривиальный сюжет подкрепляется более чем достойным воплощением. Метафоры, любителем которых является Скорсезе, дополняют повествование изрядной долей иронии — весьма уместной в фильме гангстерской тематики. К слову, гангстеры в картине на редкость политкорректны. Нет, сцены разбирательств с должниками, разумеется, присутствуют, равно как не забыты поминаемые через слово итальяшки-макаронники из конкурирующих фирм. Но жертвы мафии в кадре не испытывают особых мук, отделываясь дополнительным отверстием для вентиляции в голове — очевидно, времена «бетонной обуви» и прочих почти поэтических экзекуций безвозвратно канули в лету. И одному Ди Каприо в этом плане не везет — на орехи «человек и пароход» получает весь фильм, не уставая, впрочем, отвечать взаимностью каждому второму.
Визуализация насилия на экране, впрочем, не подкачала. Скорсезе умело балансирует на грани чернушной трэшевости, показывая только необходимый, вполне реалистичный, уровень жестокости. И пусть вас не вводят в заблуждение $90 млн, значащиеся в графе «бюджет» — на сцены перестрелок из этой суммы ушла едва ли одна сотая. Взгляните на список Личностей (именно с большой буквы), приобщившихся к работе над фильмом, и вопрос «куда делись деньги» отпадет сам собой. Целиком и полностью ушел на гонорары, разумеется.
Актерский состав действительно порадовал. Дэймон и Ди Каприо блистательно отыгрывают свои роли. Особенно радоваться хочется за последнего, сумевшего-таки откреститься от имиджа любимца школьниц 9-11 классов. Со времен «Банд Нью-Йорка» Лео еще больше повзрослел и заматерел, удивив в очередной раз критиков заметно подросшим уровнем актерской игры.
Шин-старший тоже тряхнул стариной, да и снялся в высокобюджетном серьезном фильме, показав сыну достойный пример (последний, напомним, засветился в «Очень Страшном Кино-4») своим актёрским талантом. Марк Уолберг в роли «занозы в заднице отдела» хорош до невозможности, его персонажа, кажется, ненавидят буквально все, недаром именно ему доверили честь поставить точку в этом рассказе. Вера Фармига, единственная значимая женская роль в этой мужской компании, сумела двумя эпизодами задать истории противостояния двух копов весьма необычную интонацию, да и вообще романтическая линия на фоне всего полотна смотрится совсем не вставным цирковым номером. Что уж и говорить о мастере лицедейства Джеке Николсоне, оказавшемся в очередной раз неподражаемым. Его монологи на протяжение всего фильма не оставляют даже тени сомнения в том, кто главный в этом змеином клубке.
При такой игре после финальных титров так и ждешь появления строчки — «фильм основан на реальных событиях». Однако же, её нет — зато есть потрясающая по глубине проработка сценария. Неспешное, растянутое на целых два с половиной часа действо хоть завораживает далеко не каждым своим кадром, но и равнодушным не оставляет ни в коем разе. Тому, наряду с прочими элементами, способствует атмосфера, заслуживающая самых лестных слов. Грамотно подобранный антураж, музыка и характеры героев заставляют вспомнить классику настоящего гангстерского кино — честь и хвала господину Скорсезе.
Не обошлось, как водится, и без ложки дёгтя. И если за нарезку кадров в начале фильма (дабы сэкономить время на подробном повествовании) мэтра можно немного пожурить, то смазанный финал откровенно разочаровывает. Тонкие нити интриги, так тщательно сплетавшиеся в клубок, обрываются острейшими ножницами подгоняющего хронометража, оставляя после себя кучу вопросов и гору бессмысленных трупов.
Однако, как бы там ни было, фильм вышел замечательный. Полный одновременно жизненности и литературности, подлости и добродетели, предательства и верности. И пусть Скорсезе и дальше продолжает «охоту за Оскаром» — ведь пока она идет, мы каждый раз будем наслаждаться отличным фильмом.