Сложно переоценить уровень амбиций человека, решившего так бесстрашно в наш век продвинутого и всепоглощающего капитализма выпустить фильм о Первой мировой войне. Разумеется, при должном уровне реализации и разрекламированности, знатоки истории оценят, прочие — тоже не преминут сходить посмотреть на диковинного в наших сибирях зверя. Однако в итоге амбициозному режиссеру придется метаться меж двух лагерей, пытаясь угодить как знатокам, так и самому что ни на есть казуальному зрителю, несведущему в особенностях летающих машин того времени.
Тони Билл в этом плане проделал огромную работу — проконсультировавшись с выдающимися американскими пилотами с целью придания максимальной реалистичности картине и вложив изрядную долю своего таланта в 85-милионный бюджет, режиссёр умудрился не разорваться пополам и в должной мере угодить обеим когортам.
Фильм, основанный на реальных событиях, повествует об эскадрилье «Лафайет», целиком составленной из американских добровольцев, укомплектованной по последнему слову техники боевой единице, участвовавшей на территории Франции в боях в составе войск Антанты, против немецких асов кайзеровской Германии.
Как водится у военных драм — пусть и основанных на реальных событиях — клише, в той или иной степени завуалированные, не могли не проникнуть в сюжетный строй картины. Любовная история, хоть и обретшая некоторую оригинальность за счет языкового барьера, однако же, так и осталась лишь блеклым дополнением к основному блюду. Недобрым словом стоит помянуть и вездесущую политкорректность, сделавшую одной из центровых фигур афроамериканца, ежесекундно обращающего всеобщее внимание на свой цвет кожи. Отдельно вспомним о главном герое, олицетворенном, как водится, «простом американском парне» — ковбое, если быть точнее. С ранчо — и за штурвал, стало быть, и это во времена, когда фанерные бипланы были вотчиной элиты, белой офицерской кости, сплошь состоявшей из знати.
Положение становится совсем не простым, когда дело доходит до диалогов. Избитые до зубовного скрежета штампы, переходящие в данном жанре из фильма в фильм, и здесь радуют слух. Тут вам и «жестокий снаружи, но ранимый и мягкий внутри» французский капитан в исполнении Жана Рено, натаскивающий желторотых юнцов; и матерый воздушный волк, потерявший всех друзей, и теперь обозлившийся на весь белый свет. И сами герои — как уже говорилось, от сохи.
Персонажей, впрочем, язык не поворачивается назвать картонными, — хоть до конца оживлять их сценаристу и было недосуг, он сделал на своём поле, что было возможно. Всеобщий патриотизм, традиционно пропитывающий насквозь каждый кадр, которому лишь чуть не хватает до заразительности, тем не менее, отнюдь не кажется навязчивым — вовсе наоборот, дает мотивации героев очередной толчок. Отдельно упомянуть стоит ручного зверька того самого матерого волка, всецело поглощающего в кадре внимание и симпатию зрителей — его, впрочем, как и Жана Рено, явно нужно было наделить дополнительным хронометражём, это сыграло бы фильму только на руку.
Однако же, это всё земные реалии, кои в фильме про лётчиков были и остаются вторичными. Вся суть картины сосредоточена в воздухе. Как только эскадрилья поднимается ввысь, сразу забываешь обо всех погрешностях и, затаив дыхание, вместе с героями погружаешься в атмосферу бесконечной свободы. Как говорится в слогане фильма — выше только небо.
А уж где душа режиссёра развернулась вволю, так это в воздушных битвах, являющихся, по сути, квинтэссенцией всей картины. Отлично проработанные визуальные эффекты изрядно радуют глаз при каждом удобном случае (отдельное «спасибо», впрочем, отправляется к актёрам, которым стоило бы чуть поменьше кривляться, сидя за штурвалами). Зрелищные пируэты крылатых машин под руководством новоиспеченных бойцов эскадрильи захватывают дух и исправно внушают благоговение, заставляя проникнуться и нутром прочувствовать атмосферу сражения. Рейд на цеппелин — просто бравый марш, пусть и с довольно ощутимой ноткой трагедии.
Подводя же итог, можно смело заявить, что фильм всё-таки удался. И пусть в нем нет огромного бюджета, недостаточно громких имен, да и события и времена, освещаемые в картине, вряд ли знакомы многим зрителям. И все же, в самой атмосфере картины есть масса притягательного, в ней есть дух того, что увлекало людей на заре воздухоплавания. Безграничная эйфория полёта.
Словом, не думайте, чем занять субботний вечер — урок истории в весьма симпатичной обёртке ждёт вас.
До встречи в кино.
911 Прочтений • [Эскадрилья Лафайет: Когда-то мы были пилотами] [16.09.2012] [Комментариев: 0]