В захудалый московский научный институт, где на огромных площадях обитает всего несколько десятков человек, приезжает молодой ученый из Новосибирска. Заведующий институтом, похоже, не желает уделить ему внимания больше, чем помидорам и огурцам, зато сразу поручает ему одну из лабораторий. Молодое дарование Иван (Федор Лавров) выяснил, что предельным значением некоего показателя, характеризующего неизвестный поток частиц, который индивидуален для каждого человека, стало значение 977. Правда, все эксперименты направлены на то, чтобы изменить это самое индивидуальное значение каждого из испытуемых или хотя бы понять от чего это значение зависит и почему у одного оно 245, а у другого 687.
Испытуемые живут в научно-исследовательском институте на манер больницы: к ним приходят родственники с апельсинами, по утрам их кормят овсянкой, медсестра постоянно вьется вокруг, и живут они в коридоре на больничных койках, где мужская и женская половины разделены ширмочками. Сами пациенты-испытуемые — неплохой такой наборчик даже для фильмов Феллини: хохотушки-близняшки, постоянно танцующая полная женщина в детских одежках и бодрый рабочий, прячущий водку за стеллажами журналов «Биофизика».
Всё действие происходит внутри этого самого института и каждый из героев обречен находиться только в этом аквариумоподобном пространстве. Когда сценарий попал в руки молодому и даровитому Хомерики (короткометражки «Шторм», «Вдвоем») — это был мистический триллер, а превратился он в меланхоличную мелодраму с долгими-долгими планами и вдумчивыми диалогами. Избежать сравнений с классикой новому фильму не удалось, все норовят сравнить его то с «Солярисом» Тарковского, то с «Девять дней одного года» Ромма. Однако ни по драматургии, ни по уровню абсурдности некоторых сцен эти фильмы абсолютно не похожи.
Тех людей, которые обвиняют фильм во вторичности, впрочем, можно понять. Во-первых, все ученые-исследователи поразительно напоминают нам советских учёных из фильмов 60-х и 70-х годов. Во-вторых, главного героя постоянно преследует девушка-призрак, поразительно похожая на таковую в картинах у Андрея Арсеньевича.
Чтобы хоть как-то отразить нападки, автор говорит, что фильм наполовину импровизационный и снимали так, чтобы поддержать атмосферу конкретного московского НИИ. Фильм изначально планировался как картина с острыми конфликтами и героями, которые должны были бы бегать с загадочным счетчиком, выяснить в конце концов, что же это за показатели, и перевернуть всё представление о человечестве.
В «977» же нет никакой определенной разгадки и каждый зритель должен сам ответить себе, что самое главное в человеке — любовь, или вера, или душа. На обсуждении в клубе «Синефантом» режиссёр откровенно признался зрителям, что сам он не любил никого, кроме своей мамы, возможно, от этого в фильме возникает загадочная тема тотальной нелюбви — особенно пронзительная в признании одного из испытуемых, который сообщает, что в своей жизни любил разве что собаку Шарика…
В свой фильм Николай Хомерики (который учился киноделу сначала в России, а потом во Франции) сумел привлечь поистине интернациональную команду. Тут есть и Катерина Голубева, популярная за рубежом российская актриса, снявшаяся в «29 пальмах» и в «Поле Х». В загадочной эпизодической роли человека с ключами от холодильника, а потом с настенными часами в трех сценах появляется французский режиссёр Леос Каракас («Любовники с нового моста», «Парень встретил девушку», «Поле Х»).
Хомерики ещё только начинает снимать, но на него уже возлагает нешуточные надежды отечественный кинематограф. И хотя образование, полученное им на высших режиссёрских курсах, под руководством Хотиненко, показалось ему недостаточным — принадлежит он России, а не Франции. «977» стал единственным нашим фильмом, попавшим в официальную программу Каннского фестиваля, пресса соорудила режиссёру нерукотворный трон, не остались глухи к этим громким фактам и прокатчики — теперь мы можем посмотреть это стопроцентно авторское кино в избранных кинотеатрах страны.
До встречи в кино.
1347 Прочтений • [977: Нет вестей от Бога] [16.09.2012] [Комментариев: 0]