Можно сколько угодно говорить о вреде курения, алкоголизма и легализации огнестрела, можно сколько угодно спорить о доказанности вреда от пассивного курения, существования пивного алкоголизма или связи между выдачей разрешений на гладкоствольное оружие и американскими случаями учебных стрельб школьников по школьникам — в современном обществе эти дискуссии давно уже перешли из разряда медицинских и судебных в политические.
А где политика, там и политики. И ещё однокоренное слово — политкорректность.
В годы победившей политкорректности, когда в кино больше не курят, потому что это ай-ай-ай, и даже вроде бы собираются компьютерным монтажом повырезать сигареты из старых классических фильмов, обратно потому что ай-ай-ай, персонаж современного кино, который в кадре по долгу службы защищает табачные корпорации от праведного гнева общественных организаций и отдельных сенаторов — уже заслуживает самого пристального интереса.
Нет, Ник Нэйлор сам не курит в кадре — куда уж тут деться, да и показательно излучаемый им оптимизм отдаёт показательным же цинизмом — нужно же платить по ссудам. Но даже в таком, максимально скромном и чуть что сконфуженно расшаркивающемся виде антиполиткорректная эта фигура несказанно радует глаз на фоне негров-лётчиков, негров-водолазов и всех остальных одноногих лесбиянок современного Голливуда. Он белый, он нормальной сексуальной ориентации, он более чем прилично зарабатывает «на народном горе», а заодно учит своего сына думать своей головой, а не принимать на веру преподносимые обществом штампы.
И хороший зрительский рейтинг фильма за океаном основан именно на этом неожиданно ставшем крамольным свойстве человеческого разума. Да, на экране совсем не продавец плюшевых игрушек, он торгует смертью, но и за океаном уже всех изрядно подзамучали рассказы про «злые-презлые корпорации, которые наживаются на нашем неведении». Если человек дымит как паровоз, хлещет дешёвое пиво на остановках маршруток и ругается матом, это не злые корпорации, это вообще-то немножко он сам. А вот суметь подать сей нетривиальный вывод в лучшем виде, не забыть по дороге и историю рассказать, и интересных персонажей представить, и про серьёзные вопросы не забыть — это отдельный талант, который режиссёр и сценарист Джозеф Райтман проявил во всей красе.
На каждого циника-лоббиста тут найдётся куда больший циник из Голливуда, на каждого торговца оружием свой сановний торговец сыром, а на каждый научно-медицинский факт — своя изюминка и достойный комментарий эксперта с мировым именем.
Всем хорошо. Зрители неплохо провели время, истеричные общественники шуток не поняли, но согласно кивают, а наш брат шовинист потирает ручки и дружно аплодирует, ибо слащавые ценности и прочий позитив уже изрядно поднадоели. Как видно, не только нам. Фильмы с подобной акцентуацией в последнее время замечательным образом неплохо выходят в заокеанский прокат, а это сигнал Голливуду, и сигнал этот, надеюсь, будет услышан.