На Московском кинофестивале, так же как и на «Кинотавре» в этом году было представлено огромное количество российских кинолент. Именно тех из них, которые принято относить к артхаусу или авторскому кино. В этом году вышли и «Изображая жертву», и «Мне не больно», и «Эйфория», и «977», и «Свободное плавание», так вот «Остров» Павла Лунгина как раз замыкает эту цепочку неожиданного урожая российского авторского кино 2006.
Не беда, что на международных фестивалях эта плеяда собрала не так уж много призов. Отличились только Серебрянников в Риме и Вырыпаев с Хомерики, фильмы которых были показаны в Венеции. Фильм Лунгина, в свою очередь, закрывал Венецианский фестиваль этой осенью. Так что, помимо всего прочего, подобные ленты будят национальную гордость и тормошат российских прокатчиков, — которые, правда, выпускают их не такими уж и огромными количествами копий (только «Остров», пожалуй, может похвастаться своими двумя сотнями копий).
Также среди всех вышеперечисленных картин «Остров» — по всему, самая серьезная и вневременная картина, ненавязчиво претендующая на монументальность. Единственным отступлением от абсолютной серьезности стали сами актеры — исполнители главных ролей, да и это заметно лишь российскому зрителю.
Надо сказать, что в каждом фильме Павла Лунгина было неплохое созвездие актеров. С ним работали: Машков, Хабенский, а в картине «Такси-блюз» тот же Мамонов играл беспринципного саксофониста и пьяницу. Вот и в «Острове» будем смотреть на Мамонова, Сухорукова и Дюжева, в неожиданном для них монастырском амплуа.
Лицом рекламной кампании фильма стал не режиссер, а именно актёр, и в первую очередь исполнитель главной роли и герой российского андеграунда Пётр Мамонов, да и остальные актеры вызывают не менее богатые ассоциации. То есть, «Остров» — это именно то кино, где зрителя в залы заманивает не режиссерская, а актерская работа. Скорее всего, этот фильм и дальше будет ассоциироваться с Мамоновым, который играет роль, списанную как будто с него самого.
Первой актерской работой Мамонова была роль в фильме «Игла», а последней — роль в Лобановской «Пыли», там ему пришлось играть полусумасшедшего врача-экспериментатора, но нельзя сказать, что эта роль сильно меняла его сценический образ. Здесь же его как будто развернули другой стороной к зрителям. Образ старца, созданный им, вызывает такое безграничное доверие, что хочется немедленно записать Петра Мамонова к себе в дедушки. Полагаю, что ни до, ни после «Острова» он уже не сыграет такой роли, не споет сидя на вышке дурным голосом: «Господи помилуй, Господи прости, помоги мне Боже на моем пути…», не будет рвать руками траву, и произносить бесконечную молитву. А большая часть закадрового текста, состоящего сплошь из молитв и причитаний, начитанных голосом легендарного солиста «Звуков Му», так и вообще заслуживает отдельного аудиодиска.
Отличились и остальные актеры. Крайне неожиданно видеть Дмитрия Дюжева с длинными волосами и в монашеской рясе, а не в черной кожаной куртке с парой пистолетов. Виктор Сухоруков, хоть и исполнил множество самых разнообразных ролей на ниве отечественного кинематографа, но самой запоминающейся, пожалуй, так и остается роль фрика-убийцы в «Антикиллере» Кончаловского, туда же относится и его роль в «Брате». Но актёр он разносторонний, и образ настоятеля монастыря с жидкой растрепанной бороденкой, нежным отношением к курам и странным выговором дался Сухорукову легко и непринужденно.
Действие происходит в семидесятые годы где-то далеко в Карелии, там расположен небольшой посёлок, куда периодически приплывают паломники на кораблике. Ищут они не столько расположенный там старинный уединенный монастырь, сколько загадочного старца, живущего отшельником в одном из монастырских домиков. Старец тот с виду похож на неряшливого работника монастыря, которого приютили из жалости, поэтому миряне зачастую даже не знают, что они со старцем встретились, так хитро он их выводит на чистую воду.
Проблемы людей старец разрешает, видит будущее и умеет избавлять от хворей да от бесов. Дар этот открылся в нем неспроста — во время войны он по приказу немцев стрелял в своего товарища. И вот всю жизнь он терзается чувством вины за убийство человека и не понимает, почему вдруг на него свалился этот удивительный дар. Многим помог старец — и девушке, которая собиралась избавиться от ребенка, и бесноватой женщине, и маленькому мальчику с больной ножкой, и даже самому настоятелю монастыря сжег некоторые материальные ценности, чтобы веру его укрепить.
Павел Лунгин, снимая фильм о простых общечеловеческих истинах, вдруг сделал эдакий российский вариант кимкидуковского «Весна, лето, осень, зима и снова весна». Серые камни с полосками белого снега, покрывающего их, черная борода Петра Мамонова, в которой появилась заметная седина, безграничные темно-синие воды Белого моря — всё это создает такую раздумчивую атмосферу уединения и одиночества, нехарактерную для современного суматошного кино.
Хотя среди соотечественников ему, разумеется, ближе такие добротные авторы, как Александр Рогожкин или Артем Антонов («Полумгла»), которые тоже тихо-мирно говорят о гуманизме, только почему-то до сих пор на материале Великой отечественной. Заметим, что в этой картине война тоже присутствует, а само действие происходит в семидесятые годы — только темы эти здесь минимизированы.
«Остров», несомненно, картина, достойная того, чтобы её посмотрели и подумали над ней. Может быть, в ней нет ничего с приставкой «сверх», зато она выполнена в такой спокойной и фундаментальной манере, что не вызывает ни малейшего чувства противоречия и может быть рекомендована для просмотра абсолютно любому жителю планеты Земля.
До встречи в кино.
516 Прочтений • [Остров: Ну, а на досуге, я станцую буги] [16.09.2012] [Комментариев: 0]