Предпраздничная суета, свидетелями (впрочем, чего уж — участниками) которой мы с вами прямо сейчас являемся, — пожалуй, самая любимая пора киношников, в которую они могут без особых усилий выкатить на-гора романтическую комедию. Данная традиция, однако, не предусматривает качество выдаваемого продукта — иной раз оное оказывается и вовсе полярным по отношению к своей прошлогодней товарке.
Нэнси Мейерс, госпожа режиссер сегодняшнего предмета дискутирования, впрочем, себе не изменяет. Как снимала фильмы с приоритетной бирочкой «для женщин», так их и снимает. Благо, веников уважаемая отнюдь не вяжет, предпочитая этому малопочтенному занятию съёмки неизменно качественных и даже где-то глубоких для такого легкомысленного жанра картин.
Сюжет сегодняшнего детища госпожи Мейерс рассказывает нам историю двух девушек, живущих по разные стороны света, но объединенных одной и той же проблемой — “man-problem”, если точнее.
Айрис, героиня Кейт Уинслет, однажды решив, что ей следует попытаться избавиться от мучающего её чувства неразделённой любви, размещает в интернете объявление, что предоставит свой маленький уютный домик недалеко от Лондона желающему провести в нём пару недель вдали от городской суеты, в обмен на его дом где-нибудь подальше отсюда. И когда в порыве отчаяния одним безнадежным вечером девушка решает отравиться газом, ей внезапно приходит сообщение от Аманды, проживающей в Лос-Анджелесе протеже госпожи Диаз, нашедшей через Google как нельзя более оказавшееся кстати объявление Айрис.
Итак, героини, меняясь на время рождественских каникул домами, получают в придачу к оным еще и целый ворох сюрпризов разной степени тяжести, сыгравших, впрочем, чудесную роль в жизни обеих особ.
Дух праздников, озорной и немного таинственный, пропитывает собой картину, вселяя в героев (а попутно и зрителей) маленькую сумасшедшинку, благодаря которой это чересчур сентиментальное и поначалу излишне буффонадное кино, довольно быстро завоёвывает сердца зрителей.
Собственно, симпатию вызывают две вещи. Одна из них — забавные и живые персонажи, среди которых самым колоритным стал герой второго плана — оскароносный голливудский сценарист на пенсии, воплощённый актёром Элаем Уоллаком, заслуженным ветераном Голливуда.
Хорош и Джуд Ло: статный папашка, храбрящийся и строящий из себя кутилу и плэйбоя, очаровывает как героиню госпожи Диаз, так и зрителей — невольных свидетелей воркования сладкой парочки.
Единственным относительным просчетом госпожи режиссера можно назвать разве что Джека Блэка, его роль чудаковатого, но романтичного и доброго композитора оказалась слишком несамобытной, чтобы переломить обычное его амплуа.
Второй пласт, способный вызвать улыбку одобрения у критически настроенных по отношению к мелодрамам зрителей — это ставшие в последнее время модными постмодернистические отсылки к кино вообще и Голливуду в частности как к явлению. В «Отпуске по обмену» это не просто пара шуток, сказанных мимоходом — тут разработана целая концепция, которая как раз и приподнимает картину чуточку выше обычных приятных комедийных мелодрам на шкале... ну если не потенциального интереса массового зрителя, то благоволения кинокритики и киноманов.
Здесь все жители Лос-Анджелеса — киношники, а все жители Лондона — литераторы. Здесь спокойный и старомодный, будто застрявший в глубине веков Лондон (подумать только, отцы семейств здесь служат литературными редакторами и этим зарабатывают на жизнь, а кофеварки здесь включаются в розетки) сталкивается с ультра-современным и наполненным жизнью Лос-Анджелесом, в котором молодые симпатичные девушки управляют собственными компаниями.
Литературным редактором работает Айрис и её брат, которого сыграл Джуд Ло. Объект неразделенной любви Айрис — и вовсе писатель. Айрис в течение фильма думает и объясняется длинными сложносочинёнными и драматическими текстами. Её жизнь — классический литературный роман.
Аманда же — рекламный продюсер, снимающий ролики к фильмам. Она сама — человек-ролик. Тема Аманды в фильме, все её мысли о себе и собственной жизни, все флэшбэки представлены в стилистике мгновенно рождающихся в голове у Аманды видео-нарезок и монтажных склеек с голосом за кадром. Майлз, герой Джека Блэка — кинокомпозитор, его бывшая подружка — актриса. Приехав в Лос-Анджелес, Айрис знакомится с Артуром, проживающим по соседству сценаристом в отставке, и её повседневность, стараниями Майлза и Артура полностью погружается в кинематограф прошлых и наших дней, с отсылками к вехам и шутками о современности, когда кино превратилось из искусства в индустрию.
Резюмируя, можно смело назвать «Отпуск» замечательной рождественской романтической комедией. Санта Клаус, к счастью, на этот раз не прилагается. И вот ведь странная штука — хоть красно-белый бородатый дедок в кадре ни разу за весь фильм не появляется (хо-хо-хо?), вместо привычного «до встречи в кино» так и хочется сказать:
Весёлого Рождества.