Есть такой жанр — подростковое фэнтэзи. В нём обязательно есть Тёмный Властелин с приспешниками, каждого из которых зовут Злобнус, Мрако или Ужазз. В ответ на происки Врага в угнетаемой тысячи лет деревне появляется Подросток, которому волею случая дают в руки гранату дракона, после чего, обретя по дороге массу Новых Друзей и претерпев кучу Захватывающих Приключений, наш Подросток сквозь резко возросшую среди оных друзей смертность добирается до своей цели — обычно это Тайное Королевство Тех Кто Сопротивляется Тёмному Властелину под патронажем каких-нибудь эльфов или гномов, и там встречают нашего героя с распростёртыми объятиями (встречающих обязательно зовут Хранители, или Стражи, или Избранные), дают поесть, одевают в Мега-армор, после чего случается Грандиозная Битва, где главгерой, резко возмужав и преуспев в ратном мастерстве, конечно же, в пух и перья разбивает все силы Врага, и над страной тут же начинает гордо реять Знамя Свободы.
Почему именно так, а не иначе? Психологи могут много рассказать об этом наукообразного, но мы же понимаем, что в 16 лет каждый хочет, чтобы на драконе верхом, и чтобы Тёмный Властелин чувствовал в тебе лично Скрытую Угрозу, а одноклассники не чморили на переменах, а восхищались твоим величием, и уповали. Желательно при этом, чтобы дракон оный свалился на тебя с неба за красивые глаза, и чтобы Захватывающие Приключения, и чтобы Магия — непременно максимально простая в употреблении — пару слов на эльфийском (ну не на португальском же) выучил, и уже круче всех.
«Эрагон» в этом смысле, конечно, классика жанра. Хотя бы потому, что это подростковая фантастика по факту — автору было 15 лет, когда он, экстерном, не ходя в школу, сдал общеобразовательный курс, и в ожидании нескорого колледжа был засажен родителями за написание книжки. Вот так и был написал «Эрагон», который потом, стараниями тех же родителей, стал неплохо продаваться, равно как и вторая книжка Кристофера Паолини.
Нет, ничего плохого в столь юном таланте нет, ведь и Франсуазе Саган не было и двадцати, когда её «Здравствуй, грусть» стала сенсацией. Другое дело, что Кристофер Паолини — отнюдь не Франсуаза Саган, а «Эрагон» на выходе — собрание самых разнузданных штампов, за которые многие (отчасти справедливо) и не любят жанр фэнтэзи, наполненный, за исключением известного числа шедевров, мутным потоком довольно бездарной писанины «про эльфов и гномов», не обладающей ни собственным лицом, ни сколь угодно заметной оригинальностью концепции.
Так может, «Эрагон» входит себе в число означенных шедевров, и что для других штамп — для него инструмент формирования узнаваемости жанра для целевой аудитории? Книжку же покупают, может и фильм будут смотреть.
Смотрите, сто миллионов бюджета, режиссёр — бывший хороший, известный, но всё-таки всего лишь спецэффект-супервайзер, в списке актёров лишь пара имён, да и то, честно скажем, не самого топового уровня. Так может, нас спешат порадовать выдающимся визуальным рядом и неординарностью трактовок и подходов?
Так нет же, по части спецэффектов большая часть средств ушла на дракона, неожиданно оказавшегося драконихой (небанально, но дедушка Фрейд по автору точно плачет), да на финальную битву с неопределённого вида мрачным недоназгулом с банальным огненным магом в качестве всадника. При этом сам маг это такая помесь пиджеевского Гримы и голливудской версии Дракулы.
Остальные персонажи тоже штампованы насквозь — Джереми Айронс в бессчётной роли Учителя, главгерой с лицом простого деревенского парня и столь же незамысловатой речью и повадками, что там дальше — Тёмный Властелин под оперативным псевдонимом Гальваторикс, позволяющий при себе произносить «не бойтесь, мой король» и никого так и не покаравший, только строивший страшные рожи; чернокожий лидер его врагов, гномообразные граждане под его началом… как говорится, сливай воду, приехали.
Двумя единственными достойными персонажами оказываются, собственно, дракониха Сафира (или локализатор назвал её Сапфира?), на которую деньги всё-таки были потрачены не зря, да и, судя по отзывам, Рэйчел Вайз, которая её озвучивала, показала класс, нам, увы, недоступный и — «эльфийская принцесса», первый и последний женский персонаж в фильме (снова дедушка Фрейд?), хоть и исполненный в манере гоблинской Электродрели, зато вполне харизматичный и показавший удачное исполнение боевых приёмов, моё почтение.
Что же мы имеем в итоге? Более чем скромный зрительский рейтинг, 14% положительных статей в западной прессе и прогноз на 20 миллионов сборов на старте при сотне бюджета. При этом продюсеры заявляют о том, что собираются продолжить серию?
Любите кино.
1033 Прочтений • [Эрагон: Не время для драконов] [16.09.2012] [Комментариев: 0]