Вы никогда не слышали о супергерое — пингвине? Тогда спешите в кино на новый анимационный фильм «Делай ноги». По экранам всего мира, как уже не раз случалось в последние годы, победным маршем шествуют элегантные жители Антарктики — теперь под звук чечётки.
Пингвины, как говорится, попали в надёжные руки, Джордж Миллер прославился тем, что может сделать звезду из кого угодно, даже из хрюшки: австралиец был продюсером «Бейба» и режиссером сиквела картины. Чтобы его новые подопечные выглядели на экране настоящими мастерами степа, для озвучания режиссёр пригласил одного из лучших танцоров современной Америки Сэвиона Гловера: ведь взрывной ритм чечётки здесь не только музыкальное сопровождение действия, но и пружина, разворачивающая сюжет в многоплановую историю, тут вам и мелодрама, и комедия, и немного экшна для остроты… А на десерт — отсылки к боевикам и триллерам, правда, в иронической упаковке. Смешение жанров становится своеобразным знаком качества в современном Голливуде.
Уходит в прошлое и былая прямолинейность в подаче «мессиджа» фильма («оставайся верен себе — и ты победишь»), излучающего несокрушимый американский оптимизм: окрашенная юмором сентенция утрачивает излишнюю назидательность, становится более естественной, человечной. Кстати, и пингвины в герои фильма выбраны не случайно — беспроигрышно просчитанное умиление ими возникает в результате самоотождествления человека с этими очаровательными существами. Присваивая их чистоту и непосредственность, Голливуд делает хеппи энд абсолютно неизбежным и оправданным.
Благодаря слаженным действиям всех участников кинопроцесса получился не просто очередной красочный фильм, демонстрирующий возможности современной компьютерной анимации и развлекающий публику, а нечто большее: трогательное, глубокое, трагикомическое повествование, где каждый зритель найдёт что-то своё: кто весёлую шутку, кто красивую песню, кто философское обобщение.
Императорские пингвины живут в чудесном мире музыки и пения. В семье Мемфиса и Нормы Джин рождается сын Мамбл. В отличие от своих собратьев, он не умеет петь, но прекрасно танцует чечётку, мастерски отбивая любой ритм, за что и получает прозвище Счастливые Лапки; и всё же большинство пингвинов считают его чужаком. Мамбл страдает — он не такой, как все. И хотя он добр и застенчив, но в то же время упорен, решителен и смел, поэтому не желает отказываться от чечётки, которая делает его по-настоящему счастливым...
Если бы режиссёру «Безумного Макса» и «Иствикских ведьм» Джорджу Миллеру ещё несколько лет назад сказали, что он будет постановщиком подобной истории, он бы ни за что не поверил. Но взявшись за создание традиционной мультипликационной сказки, режиссёр остался верен себе: в интерпретацию необычного материала он привнес свойственное ему ощущение многомерности мира, исполненное не удручающей серьезности, но озорной лёгкости. Патока детски-наивного оптимизма ощутимо разбавлена живой водой подлинных переживаний. Наполнив историю драматизмом, Миллер сумел пронизать её иронией и сделать увлекательной для самых разных зрителей.
Мамбл действительно превращается в «супергероя»: ему предстоит узнать правду о том, куда из океана вдруг исчезла рыба. Он не боится неизвестности и смело отправляется в далёкий путь, чтобы спасти пингвинов, вернув им их пищу. Сила духа и талант степиста — вот его главное оружие. Приключения и погони захватывают зрителя, и он, затаив дыхание, следит за происходящим на экране, тем более что режиссер, динамизируя работу камеры и монтаж, передает не только напряжение сюжетных ходов, но и лихорадочный ритм современной жизни.
Особую прелесть фильму придает легкий пародийный флер, непринужденно наброшенный на незамысловатый сюжет. Почему пингвины позволяют себе быть неполиткорректными по отношению к Мамблу? Можно ли найти настоящую любовь без песни в эпоху её, песни, всевластия? В фильме Миллера много юмора и, что ещё более ценно — тонкой самоиронии. Шутки адресованы и персонажам, и ситуациям, в которых они оказываются, и кино вообще.
Вместе с тем, «Делай ноги» — своеобразная дань уважения Голливуду: в фильме слышны отголоски «Золотого века» — ведь именно в эту эпоху были созданы эталонные образцы музыкальных комедий с чечёточными номерами. Но режиссер не отказал себе в удовольствии посмеяться над штампами современного кино с его пафосными супергероями, которые в одиночку способны спасти человечество «и вернуть солнце на Землю». Поэтому улыбаешься, слыша многозначительный закадровый голос. Пародийно звучат и реплики некоторых персонажей — их мы встречаем почти в каждом современном фильме: так, однажды Мамблу приходится сказать своей любимой Глории: «Я не тот парень, который нужен тебе».
Тут и там в фильм искусно введены детали, заставляющие вспомнить историю кино; например, маму Мамбла не случайно зовут Норма Джин (настоящее имя Мэрилин Монро), а отец его Мемфис удачно исполняет па великого Элвиса. Первые сцены картины, где Норма поёт с Мемфисом, смотрятся почти цитатой из «Мулен Руж» еще одного режиссера-австралийца, База Лурмана. Но любое цитирование или пародирование в картине изящны и драматургически оправданы, а особую лёгкость им придаёт то, что фильм анимационный — условность визуального ряда позволяет максимальную свободу аллюзий, ассоциаций, подтекстов.
…Собратья-пингвины вынуждают Мамбла уйти от них. Его чёчётка так не похожа на их мелодичное пение. Но, с другой стороны, пингвинов увлекает ритм, отбиваемый Мамблом, некоторые даже стремятся повторить удары его «счастливых лапок». Пингвины инстинктивно чувствуют, что язык ритма понятен всем; что дар Мамбла не разъединяет, как им казалось ранее, а объединяет их. То же чувствуют и зрители.
Наконец и у нас появилась возможность ощутить силу воздействия зажигательного ритма и весело вступить в Новый Год с этим драйвом в сердце. И, быть может, с прилавков магазинов исчезнут не только коньки для фигурного катания, но и кожаные туфли с небольшим каблуком; сапожник прибьет к ним металлические набойки — и каждый получит шанс поймать свой ритм. Не зря же слоган фильма гласит: «Осторожно! Можно подхватить степ!»