Андерсен. Жизнь без любви: Ребята, лучше порно, чем никогда
Само название картины «Андерсен. Жизнь без любви» — настораживает и вызывает определенные подозрения. Без какой такой любви? Ненавидя все человечество? Женщины вызывают в нем отвращение или он живет в конфликте со своим «Я»? Ответ, оказывается, до безумия прост: мол, девушки, к которым он вдруг испытывал чувства, не ложились с ним в постель и замуж не шли, следовательно, молва решила, что умер он девственным юношей.
Так вот же где собака зарыта! Оказывается, что каждый, кто не удосужился переспать с женщиной — прожил жизнь без любви. Бедные-бедные гомосексуалисты, как же им не свезло. Кстати, про Андерсена тоже ходили в свое время подобные слухи, странно, что Рязанов и Квирикадзе не ухватились за эту тематику, фильм бы от этого ещё как выиграл.
Но нет, господа взялись и сделали чисто перестроечное кино. То есть такое кино, где как будто вдруг рухнули запреты: можно, наконец, показывать страстные поцелуи, можно снимать откровенные сцены, можно просить актрис обнажиться к месту и не к месту. Сам Рязанов довольно застенчиво и кокетливо рассказывал, что в сценку между свинопасом и принцессой они «добавили кое-что неприличное».
Сценарий выстроен так, что через каждые пятнадцать минут стартует очередная любовная или эротическая миниатюра. Понятно, что это интересно и занимательно: вздохи и слезы, и признания. Но так, где же здесь жизнь без любви, когда она тут сконцентрирована до предела? Охотно верится в то, что первоначальная задумка была вполне достойной, когда она ещё звучала, как «Андерсен. Фантазии на тему». Ведь это симпатичная такая структура фильма, где отдельные эпизоды биографии великого писателя перемежаются с отрывочными экранизациями его сказок, но почему-то ничего интересного не вышло.
Надо сказать, что это распространенная ситуация. Попытка рассказать о том, как жил, страдал и умер великий человек, — чаще всего заканчивается провалом. Недавно вышедшие «Климт» или даже «Фрида» — подтверждение тому, что целая жизнь человека ну никак не может органично уместиться в полтора-два часа экранного времени. Таким образом, авторы прямиком угодили в ловушку собственных небогатых замыслов, начав снимать фильм, где главный герой одержим всего двумя мотивами: стремлением прославиться, получив место в обществе, и стремлением жениться на какой-нибудь прекрасной девушке, заполучив её самоё.
Исходя из первой мотивации, он старается понравиться высшему обществу и бесконечно стыдится своей сумасшедшей матери и сестры-проститутки. Сестру играет блестящая Галина Тюнина, накрашенная как матрешка, она постоянно сталкивается с Андерсеном на улице, а он старается не говорить с ней, опасаясь за репутацию, и норовит всучить денег, чтобы та отстала.
Второй аспект личности великого писателя представлен наиболее широко. Сначала он до безумия влюблен в простушку Генриетту, но та отказывает ему, предлагая лишь дружбу. Затем, он находит новый объект для восхищения — певицу Йени Линд, которая опять же видит в нем только друга. Обе женщины в этой ленте — явные враги человечества, только и ждущие момента чтобы показать свое превосходство. Что нервическая Генриетта в исполнении Алены Бабенко, что вульгарная Йени, которую играет Евгения Крюкова, не вызывают никакого сочувствия и понимания, — ну чистые идиотки.
В конечном итоге, даже любимые с детства сказки становятся инструментарием в руках безжалостных сценариста и режиссера, которые, знай, двигают свою идею, о том, как бессердечны были женщины, да и весь град и мир тоже, с великим нашим Гансом Христианом. Доходит даже до того, что некоторые сказки он, оказывается, пишет в качестве мести недооценившим его дамам. Тут становится просто-напросто обидно за идеалы своего детства.
Есть в фильме ещё один зубодробительный эпизод, не вписывающийся в две основные тематики, рассказывающий о датском короле, который проявил солидарность с евреями во время второй мировой войны и переправил их всех на пароходе в нейтральную Швецию. Это ему удалось проделать, надев на себя желтую звезду, и показав тем самым пример своим гражданам, благополучно скрывшим от немецкого правительства, кто же здесь евреи. Эпизод без сомнения — красив, но к общей канве сюжета он пришивается с огромным трудом, и после него становится окончательно ясно, что Рязанов снимал просто всё, что ему симпатично, особо не задумываясь о конечном результате, вот и состряпал винегрет. Хоть и произносятся при этом пафосные слова о том, что на такой поступок способен лишь человек, выросший на добрых сказках Ганса Христиана.
Никто не спорит, что есть во всех гениях что-то патологичное, даже сумасшедшее. Только вот актер Станислав Рядинский, играющий молодого писателя, явно перегибает палку. В его исполнении — Андерсен натуральный псих с выпученными глазами и болезнью Паркинсона. К старости от всего этого богатого арсенала у него ничего не остается, зато появляется способность брызгать слюной (пожилой Андерсен — Сергей Мигицко). Так, наш бешеный писатель тихо мирно проживает свою жизнь и в итоге попадает на небеса.
В фильме, конечно, есть несколько формально хороших и симпатичный вещей, как то: качество съемки, красота костюмированных сцен, танцы и балетные этюды поставленные Владимиром Васильевым, музыка сочиненная Алексеем Рыбниковым, несколько блестящих актерских работ… но все это враз обесценивается к финалу. Вдруг понимаешь, что тебе показывали какую-то мишуру, а когда Вячеслав Тихонов (он же Бог) говорит Андерсену — «Я тебя как мужчина не понимаю» — становится так грустно и противно, как от соприкосновения с газетой «Жизнь» или от похабного анекдота, рассказанного не к месту.
Любите кино.
728 Прочтений • [Андерсен. Жизнь без любви: Ребята, лучше порно, чем никогда] [16.09.2012] [Комментариев: 0]