Завершается 2006 год отечественного кинопроката, за это время мы могли лицезреть на киноэкране три сотни фильмов (см. финансовые итоги года), некоторые из них остались несправедливо незамеченными, некоторые наоборот — вызывали громкие споры отнюдь не благодаря высоким художественным достоинствам. И лишь избранные фильмы получили высокие оценки кинокритиков наряду с интересом широкого круга зрителей. Перед вами обзор тех фильмов, без которых немыслим 2006 год кино, и по заведённой традиции, каждый из них получит свою уникальную номинацию.
Январь 2006 года начался ударным шествием по экранам «Дневного Дозора», который в итоге становится обладателем множества кассовых рекордов, а заодно заборол в прокате одновременно соревновавшихся с ним за зрительское внимание, стартовавших в декабре 2005-го «Кинг Конга», «Гарри Поттера» и «Хроники Нарнии». Понятно, что после таких итогов «первый фильм года» получает приз в номинации «Блокбастер года».
Понятно, что под таким прессом другие январские новички проката прошли практически незамеченными, однако настоящий синефил всегда найдёт себе кино по душе, такими фильмами в первом месяце 2006 года стали «Морпехи» Сэма Мендеса и «Труп невесты» Тима Бёртона. Первый фильм по итогам года получает от нас сразу два звания — лучшей голливудской драмы и обладателя лучшего саундтрека среди неблокбастеров. Кукольный же мультфильм в стилистике классического «Кошмара перед Рождеством» без малейшего сомнения получает звание лучшего авторского мультфильма года. У него потом появятся свои крупнобюджетные коммерческие конкуренты, более и менее успешные, но это уже будет совсем другая история.
Отдельных тёплых слов стоит сверхузкопрокатный, но тем не менее прогремевший в киноманских кругах «Распутник» с Джонни Деппом, фильм безо всякого сомнения получает номинацию «лучшая драма». «Труп невесты» и «Распутник» также стали лидерами года в нашем зрительском голосовании.
Февраль — традиционный месяц затишья и некоммерческого кино, вот оно и предложило нашему зрителю музыкальную байопик-драму «Переступить черту», и в итоге кинобиография Джонни Кеша получает звание лучшего байопика, а также лучшего мюзикла года.
Март — помимо того, что это один из самых кассовых сезонов, это ещё и сезон оскаровских лауреатов, и в уходящем году главным фильмом этой череды стала, несомненно, «Горбатая гора». После всех словесных баталий, которые окружали этот фильм, не можем не присудить ему звание «Тема, пацаны» года.
А вот многочисленные попытки отечественных кинопроизводителей сорвать банк конца февраля — марта в итоге, оказалось, не привели к достаточно серьёзным результатам: и «Бумер 2», и «Сволочи», и «Жесть», и «Охота на пиранью» при всей многообещающести вызывали больше споров, чем приносили реальных денег (хотя, например, «Бумер 2» в итоге и собрал свои $14 млн). И апофеозом этой волны стремления окучить интерес к российскому кино, с тех пор пошедшему на заметную убыль, стал фильм «Азирис Нуна», вызывавший у зрителя такой нездоровый смех с покручиванием у виска, что в итоге получает звание «Бугога!» года имени «Ералаша».
А настоящим апофеозом коммерческого кино весеннего сезона оказался, против всех расчётов, после завершения весенних каникул и прочих праздников, апрель-месяц. Одновременно, подтверждая тезис, что был бы фильм, а зритель найдётся, в российском прокате выстрелили мультфильм «Ледниковый период 2» и эротический триллер «Основной инстинкт 2».
Первый в итоге выдержал конкуренцию с армией последовавших за ним трёхмерных анимационных проектов (тут такие более чем достойные проекты как «Тачки», «Лесная братва», «Сезон охоты» и «Смывайся») и в обязательном порядке получает звание «Лучший коммерческий мультфильм» 2006 года. Наши читатели тоже поместили ЛП2 в нашем голосовании на первое место среди трёхмерок этого года, впрочем, у каждого из нас могут быть свои предпочтения в этом списке.
Фильм же «Основной инстинкт 2» после долгих размышлений получает переходящую грамоту «Иногда они возвращаются» за самый громкий сиквел года.
Апрель — сезон кинокомиксов и фильмов, к ним приравненным. Потому стоит отметить два, безо всякого сомнения, полярных проекта в данном жанре. А именно — «V значит Вендетта» становится лучшим кинокомиксом года, а «Ультрафиолет» получает ржавую железяку с надписью «Не всё то золото, что Мила Йовович». Ещё один в разных смыслах выдающийся кинокомикс стартует в конце июля — «Возвращение Супермена» оказалось настолько чуждо нашему читателю, что заняло второе с конца место в рейтинге голосования и в итоге получает переходящую грамоту имени Олега Капанца «Сам-то понял, что сказал?»
Май, снова месяц блокбастеров, снова соревнование нескольких претендентов — по факту основными из них оказались «Миссия: Невыполнима 3», «Люди-Икс 3» и «Код да Винчи», который и в плане пиара, и в плане итоговых сборов, в результате остался победителем. Тем не менее победа оказалась условной — рекордов за КдВ особо не водилось, а зрительские рейтинги для столь пафосного релиза аховые — почётное членство в славной когорте «боттом 25» нашего голосования фильму гарантировано надолго. С чем его и поздравляем, выдавая ещё одну ржавую медальку за «Лучшую УСку» года.
А май порадовал киноманов ещё и фильмом «Сайлент Хилл», который получает от наших читателей заслуженный диплом лучшей экранизации компьютерной игры последних лет.
Июнь предложил зрителю второй тур российского дерби, на этот раз среди фильмов совсем не коммерческих. «Мне не больно» Балабанова и «Изображая жертву» Серебренникова стали самыми заметными явлениями нашего кино, в первую очередь вызвав уже привычные нам споры, кто прав, а кто нет. Уже позже будут номинации, едкие рецензии и война рейтингов. Появятся и новые конкуренты в соцсоревновании, например рогожкинский «Перегон» и «Живой» Велединского. Все четыре картины от щедрот получают виртуальную железяку из советских полимеров с дарственной надписью «За самый спорный концепт в российском кино», предоставляем вам возможность самим выбрать себе фаворита.
Между июнем и июлем — сезон ММКФ. В этом году из всех фильмов, что были хотя бы в ограниченном прокате, сильнее всего нашу редакцию впечатлил фильм-фантазия Мишеля Гондри «Наука сна», за что ему звание самого выдающегося некоммерческого кино года.
Июль целиком прошёл в тени главного западного блокбастера года — фильма «Пираты Карибского моря 2», этот же фильм получает первые призы за харизму, за спецэффекты, саундтрек крупнобюджетного фильма и работу оператора.
Август — очередное затишье, в этом году месяц заполнился в первую очередь фантастической мелодрамой с Киану Ривзом и Сандрой Буллок «Дом у озера», который и становится лучшей мелодрамой года.
А специальную премию «Из непонятого» получает кино любителя замутить воду М. Найт Шьямалана «Девушка из воды», стартовавшая как раз в конце августа. А так же фильм удостоен специального упоминания в анналах от лица всех кинокритиков Вселенной.
Сентябрь — очередной разгар киножизни. Последовательно выходят фильмы самых разных статей, каждый получает по медальке: «Адреналин» становится лучшим экшн-боевиком, отечественные «Ненасытные» — лучшей интеллектуальной комедией, «Гадкие лебеди» — диплом «За верность Тарковскому», «Кочевник» — переходящий вымпел «Казахский цирюльник».
Отдельная тематика сентября — пятилетняя годовщина события 11 сентября. Лучшая попытка снять почти документальную драму получилась у Оливера Стоуна, его «Башни-близнецы» вышли не чрезмерно мелодраматическими и достаточно сильными художественно.
Самым же заметным фильмом сентября безо всяких сомнения стал «Парфюмер: История одного убийцы» Тома Тыквера. Несмотря на все споры, фильм в высшей степени заслуженно становится лучшей экранизацией года. И борьба за это звание на этот раз была серьёзной, ибо главным конкурентом был фильм «Дьявол носит Prada», тоже более чем достойный, но наш выбор пал на экранизацию Патрика Зюскинда.
Осень это время кино жанрового, и октябрь продолжил эту традицию. «Клерки 2» получают диплом «за верность традициям», «Отступники» — «за самого сильного Скорсезе за последние годы», «Меченосец» — звание «комикс, бессмысленный и беспощадный», а «Дитя человеческое» опережает уже упомянутое выше творение братьев Вачовски «V значит Вендетта» в категории «Антиутопия года». В конце-концов «Пила 3» получает медальку за лучший расчленёнка-хоррор, а «Лабиринт Фавна» — за самую мрачную сказку на ночь и за лучшую заглавную мелодию саундтрека.
Осень закончилась под сенью двух блокбастеров, но какая между ними дистанция! Первый — «Казино Рояль» — получает признание как лучшая попытка найти новый подход к старым сюжетам, в итоге отыскавшая путь к зрительскому сердцу, а «Остров» — более чем неожиданное звание отечественного некоммерческого блокбастера с дарственной грамотой «За достижения вопреки всему», он же становится лучшей отечественной драмой этого года.
И, наконец, декабрь — из уже успевших выйти в прокат фильмов мы отметили «Дежавю» как лучший фантастический триллер года, «Апокалипсис» традиционно для Гибсона оставляет за собой диплом «Так всё и было», и наконец «Эрагон» премируется плюшевым медведом с выгравированным на пузе лозунгом «Кто говорит “плагиат”, мы говорим — традиция».
Всего через пару дней стартуют ещё отечественные «Жара» и «Волкодав», которые конечно же будут достойны своих номинаций. Но это будет совсем другая история, история 2007 года кино. Надеемся, интересная и полная творческих удач. До встречи в новом году.
1471 Прочтений • [2006: Итоги года кино] [16.09.2012] [Комментариев: 0]