Так уж вышло, что в чарте самых избитых и заштампованных жанров уверенное третье место держат семейные комедии, уступая первые два грызущейся парочке — хоррорам и фэнтези. И если в необходимости штампов как основы жанра клинков, драконов и магии нас прямо сейчас пытаются убедить посредством очередной поделки, то с семейными комедиями все немного менее очевидно. Не секрет, что главным деятелем в данном жанре является студия Уолта Диснея, меньше чем за век собравшая под своим крылом уже 914 (!!!) тайтлов. Безусловно, при таком размахе нельзя не обзавестись собственным стилем, попутно став массовым примером для подражания, что в итоге и выливается в оную заштампованность.
Бог весть почему, но в «Ночи в музее» (жанр которого значится именно как «семейная комедия») та самая приторная слащавость, являющаяся одним из коньков Диснея, отсутствует как класс. Быть может, это брутальная аура Бена Стиллера оказывает такое влияние, или еще какие эфирные флуктуации — то нам неведомо. Одно можно констатировать с полной уверенностью: фильму это пошло лишь на пользу.
Также ленте явно не вредят ее многоликость и разноплановость, которые в ином случае сошли бы за мельтешение и отсутствие цельного стиля — эпизоды, заставляющие массово надорвать животики (привет, Аттила!), чередуются по своему характеру ровно таким образом, чтобы не наскучить зрителю. В результате чего фильм умудряется угодить в плане «фана» всем когортам зрителей, не ищущих двойного дна и лихих сюжетных поворотов там, где их нет и быть не может.
Мотивационная подоплека, коей выделено около пятнадцати минут в начале фильма, сводится к косвенному и весьма краткому пересказу биографии главного героя. Фантазёр-неудачник, живущий в мечтах и регулярно меняющий работу, не способный прижиться ни на одном месте — вот примерно такими словами можно описать протеже Бена Стиллера.
Кроха-сын, живущий вместе с матерью и ее новым мужем (биржевым брокером с поясом, обвешанным последними хайтек-гаджетами, и вечным хэндс-фри в ухе), изрекает фразу, заставляющую горе-папашу задуматься о своем стиле жизни, и звучащую примерно как: «А вдруг ты просто обычный человек, который просто должен ходить на работу?»
Именно последняя сентенция заставляет героя Стиллера пойти на биржу труда, дабы отхватить там единственную доступную для себя вакансию — ночного сторожа в нью-йоркском музее естествознания, из которого покуда в кратчайшие сроки выдворялись все потенциальные кандидаты на оную должность.
Не мог не порадовать новый образ Стиллера, единолично завладевшего львиной долей хронометража. Актер в кои-то веки отыгрывает более-менее серьезного человека, которому, тем не менее, все так же удается смешить зрителя ловкими и нередкими ситуационным шутками. И пусть фирменные стиллеровские кривляния, судя по всему, под ноль искоренить не под силу ни одному режиссеру, ограничить их до единственной сцены господину Леви все же удалось. Причем, абсолютно без потери качества и не сбрасывая темпа.
Говоря о последнем, можно сравнить фильм с тяжелым грузовым составом, которому, будучи разогнанным, уже практически невозможно остановиться за короткий промежуток времени. Режиссер — он же, по совместительству и машинист состава — лишь с хитрой полуулыбкой подкидывает угля в топку, привнося в жизнь незадачливого сторожа все новые хлопоты.
Картина берет кавалерийским наскоком, лихим спуртом пролетая вместе с завороженным зрителем по закуткам истории. И пусть здесь этой самой истории — скорее привкус, аромат, нежели непосредственно главный акцент; ожившие экспонаты музея выглядят и ведут себя именно так, как им и полагается — с точки зрения весьма неглубокого знатока истории Америки, едва закончившего 5-9 класс (приоритетная целевая аудитория, как ни крути).
В результате имеем то, что имеем — абсолютно ненапряжный и легкий семейный фильм, на который, тем не менее, не грех сходить и в одиночку, дабы освежить впечатления и от истории, и от жанра.