Режиссер Пол Верхувен, составляя формулу картины «Черная книга», решился на жанровый коктейль — смешал шпионский триллер с военной драмой. В качестве реагента выбран непотопляемый характер главной героини — еврейской девушки по имени Рахиль Штайн, которая идет по фильму, будто в каске — всё улыбается, пока по темечку тумкают абстрактные кирпичи.
«Кирпичный» дождь принесла война. 1944 год, Голландия оккупирована нацистской армией. Героиня понимает, что для всех Рахилей в округе сейчас не самое лучшее время, но мириться с таким положением вещей решительно не собирается. Она молода и хороша собой — сливочный ангелок в темных кудрях, жизнь для которого — праздник, несмотря на то, что война, и страх, и самолеты плюют бомбами.
Девушке не то, чтобы сладко, но легкий нрав не дает быть тоске — в свободный час она запросто загорает у пруда или слушает пластинки, с мужским полом заигрывая. И это счастливое свойство особо не заморачиваться всегда работает ей во благо, спасая всякий раз, когда судьба кидает с верхних этажей очередное пианино (или кирпич, раз уже был упомянут).
Когда случается самое ужасное, и на глазах героини расстреливают её семью, военная драма сменяется шпионским триллером. Дальнейший пересказ фабулы противопоказан, поэтому упомянем лишь трансформации самой Рахили. Она назовется Эллис, сменит паспорт и перекрасит волосы в светлый. Блондинке сейчас легче выжить, справедливо заметит ее любовник-эсэсовец, в постель к которому Рахиль-Эллис самым изящным образом влезла, исполняя задание местного штаба гражданского сопротивления.
И любовь её с офицером гестапо Мюнце в фильме есть нечто самое правдивое и неигровое. Это некая дань реальным законам жизни (а не учебникам истории), где нет безусловно хороших или навсегда плохих. Мюнце эсесовец, но устал от крови и сам человек неплохой, тогда как среди «своих» окажутся нелюди, готовые убить, не мигая. И именно эта ломка стереотипов кажется сильным поступком, которого достаточно, чтобы назвать «Черную книгу» образцом киноискусства — естественно, учитывая все художественные достоинства ленты.
Фирма Верхувена — движение, скорость, ритм; в этой ипостаси он бог и теперь. В «Книге» режиссер не делает ни одной философической паузы в попытках разобраться, что к чему. Старый мастер по-прежнему предпочитает открывать смысл через дело — не через слово. И события у него бильярдными шарами катятся от одного удара к другому до финальной лузы — всё по предельно понятной траектории.
Поднимается проблема геноцида евреев, но без намерения жирно подчеркнуть историю нации, и тема подается фактически: вот люди, вот так с ними поступают, вот так они выживают. При всём этом кино не мрачно и тягостно, а скорее красиво и позитивно.
В итоге всё складывается в ясную, без смысловых пробелов, картину, которая берет и держит не какой-то гуманистической идеей или лихим детективным сюжетом, а проработкой конкретных образов с выносом на передний план определенных человеческих качеств. И самый пафосный момент в ней — тот разве, где Рахиль, не плакавшая весь фильм, находит свои слезы — по прошествии лет, сидя на земле Израиля, выправив, наконец, свою жизнь под «всё как у людей».
До встречи в кино.
1258 Прочтений • [Чёрная книга: Девушка и смерть] [16.09.2012] [Комментариев: 0]