Приличное (я уж молчу про эпитет «талантливое») детское кино нынче такая потрясающая редкость, что прокатчики буквально не знают, что с ним делать. То есть вот шаг влево, шаг вправо от Гарри Поттера или Нарнии, начинается ступор. В фильме есть магия, волшебные существа и два подростка? Ага. Значит, будем пиарить фильм по стандартной схеме — волшебное фэнтэзи, тролли-великаны, мы будем королями этой страны, и далее по тексту. На блокбастеры нынче дефицит, Льюисом и Роулинг весь годичный план проката не покроешь, потому промоутеры от голливудских мейджоров каждую карту пытаются разыграть как козырную, сбивая с толку и без того ничего не понимающего посетителя кинотеатра.
Первое удивительно открытие, что ждёт зрителя, пришедшего на сеанс «Моста в Терабитию», будет состоять в том, что никакое это, конечно же, не эпическое фэнтэзи, никакой не «ещё один Гарри» или «вторые Хроники». На экране вместо чудес расчудесных и полётов на метле под христианские ценности самым удивительным образом бродят потерянно обычные дети без очков, сов и мантий, никакой лев их никакими королями назначать не спешит, а есть у них лишь родители, занятые своими делами, идиоты-одноклассники, ещё большие идиоты-старшеклассники да пара скромных мечтаний где-то там, в душе, в которую не заглянешь.
Да, «Мост в Терабитию» — при всех спецэффектах — кино вполне реалистическое и в своей жанровой принадлежности куда ближе к драме, нежели главному штампу современности по имени «семейное кино». И дело тут даже не в финале, поразительно не похожем на то, к чему мы привыкли, а в качественно иной глубине происходящего. Бороться с проблемами с волшебной палочкой в руке может быть делом сколь угодно захватывающим, но в «Терабитии» нет волшебных палочек, кроме тех, что придумаешь себе ты сам, и для тринадцатилетних детей вся эта простая жизнь американского пригорода оказывается чем-то куда более сложным, чем любые расчудесные чудеса, куда можно убежать, но откуда приходится возвращаться, раз за разом, день за днём.
В этой истории, неловко названной «детской сказкой» довольно совсем не детских эмоций и переживаний, здесь царят настоящая детская любовь и настоящая детская ненависть, здесь можно по-детски предавать и по-детски мстить, и порой граница между детским, не совсем детским, совсем не детским здесь так тонка, что её не замечаешь. И здесь никто не обещает хэппи-енда, где было бы можно жить долго и счастливо.
Сложно представить, что творилось в головах у детишек, сидевших со мной в одном зале, во время просмотра. Что они видели на этом экране? Чувствовали ли, что их обманули, или наоборот, сумели проникнуться мыслью, что вот это — то что сейчас разворачивается на их глазах, это куда драматичнее пресловутой грядущей в последней части поттерианы «смерти одного из главных героев», что это — пусть не совсем им понятная, но вполне реальная жизнь вполне живых детей, у которых была их страна, с великанами, троллями, хищными совами и агрессивными белками, замком с флагами и башнями, а потом… всё закончилось. Или нет. Смотря, на что у тебя хватит силы воли, как ты сможешь пережить то, что далеко от любого волшебства и называется жизнью.
Кто их знает, что у этих детей в головах, и стоило ли их обманом зазывать на волшебную сказку, а вместо сказки раскрыть глаза на реальный наш мир… но для зрителя взрослого этот фильм неизбежно станет откровением, ведь если хотите, это не дети никакие на экране, эти эмоции и эта драма, она про нас, про мир взрослых. Которых никогда не возьмут никакими королями ни в какую Нарнию, ни вчетвером, ни поштучно. Эти двое детей — мы с вами.