В продолжение личной одиссеи по особенностям национального кинопроката приходится порой задаваться вопросом о потайных мыслях любимых кинопрокатчиков, повышающих общий уровень развития народных масс за счет привлечения иностранной кинопродукции. Особенная радость от их усилий возникает в праздники, имеющие гендерную или любовную окраску — благо таких в весенний сезон предостаточно — и вот, репертуар кинотеатров превращается, превращается…
8 марта — не только Международный женский день (о котором за пределами нашей родины мало кто в курсе), но еще и значительный повод привнести в и без того вялое течение кинопроката весомую долю «мыла». В этом году волна фильмов на случай чем только не заманивает — есть и самодельный травести-эпос «Любовь-морковь», и по-французски звучащая узкопрокатная «Любовь на стороне», и даже спустившаяся с Гималаев тоже не широкопрокатная восточная экзотика в лице «Долины цветов».
Как водится, присутствует в репертуаре и голливудский ответ на сей весомый день по имени «Экс-любовник», гордо представляющий жанр непотопляемых романтических комедий — с ним-то мы и будем выяснять отношения.
Берется один представитель мужского пола, не шибко блещущий индивидуальностью и вообще мало выделяющийся, и помещается в ряд передряг (куда, естественно, входят и любовные похождения) с тем, чтобы проявить его скрытую — добрую/умную/честную (нужный вариант зависит от сюжетных нюансов, но зачастую — всю сразу) натуру. Идея сама по себе заманчивая и отдающая широкими экзистенциальными перспективами — тут в ретроспективе вам и Жак Тати, и Бастер Китон и — страшно промолвить — Вуди Аллен. Однако Закку Браффу, именно он оказывается очередным подопытным, в этом плане далеко даже до Гоши Куценко, настоящий одномерный человек, как его описывал Маркузе, да еще и приправленный тотальностью общества потребления.
Так вот, этот одномерный человек женат — у Аманды Пит оказывались куда более интересные компании — к тому же его выгоняют с работы, но шалопаиться не приходится — новорожденное в счастливой и здоровой семье дитя вынуждает его взяться за ум. Это значит — переехать под крыло к тестю в инфернальное рекламное агентство, где — для развития драматических коллизий — и обнаруживается тот самый экс-любовник его жены, вынесенный в заглавие.
И это вызывает недоумение, поскольку выполняющий функции декоративного злодея на инвалидной коляске этот самый любовник при всём своём желании никак не может сместить центр повествования с семьи главных героев. Потому в роли тяжелой артиллерии выступают тесть и теща, играют которых, соответственно, Чарльз Гродин и Миа Фэрроу, вот так и всплывает еще раз призрак Вуди Аленна. И от этих выступлений снова становится невыносимо грустно — некогда работавшие с лучшими американскими режиссерами Гродин и Фэрроу здесь выполняют исключительно номинальную функцию — для титров и не более, отдавая все пространство для невыразительных игрищ «молодых».
Между тем эти молодые, будучи предоставлены самим себе, видимо, и не догадываются, что же они делают в кадре — многочисленные ужимки да прыжки упорно пытаются мимикрировать труп института семьи как данности под нечто более удобоваримое, но как бы ни старался режиссер чередовать неотвратимые бурлески романтически-комедийного — жанр все-таки обязывает — юмора с умильными и убойными, что твои ракеты класса «земля-воздух», сценами с участием младенца и вытекающими отсюда, иногда буквально, сладостно-приторными монологами молодой мамы — вот тут и возникает ощущение, что в комнату внесли тот самый труп.
Другой вопрос, труп ли это сам по себе или труп конкретный, поскольку для звучащей почти как приговор фразы «романтическая комедия» картина демонстрирует местами поразительные находки — взять хотя бы мальчика, целиком проглатывающего гамбургер, или попытки режиссера поиграть в киномана, когда появляются кадры, выполненные хэнди-камом. Правда, никаких других структурных находок замечено не было — разве что каждый раз ни к месту вырывающиеся из динамиков поп-панк мелодии, нагоняющие на и без того приторную картинку налет откровенной пошлости.
Но, наверное, все-таки стоит вернуться к трупам — за всей демонстративно-мажорной атмосферой, словно крошки на простыне, вырисовываются куда более мрачные виды. Изображение счастливой (не считать же сценарные увертки проблемами) семьи отдает откровенной фальшью, хотя и происходит все это в рамках жанра. Видимо, после лежащих в схожей плоскости фильмов Тодда Солондза или Хармона Кори, которые претендуют на какой-то анализ действующей ситуации, «Экс-любовник» оказывается сродни тому самому гамбургеру, который проглатывают, даже не пережевывая. В таком случае, конечно, не приходится говорить о вкусовых ощущениях — лишь бы не подавиться.