Находчивость французского человекопарохода Люка Бессона сложно переоценить — умением четырежды снимать один и тот же фильм, каждый раз на этом зарабатывая, можно по праву гордиться. Одно «но»: когда оное умение не идет в комплекте со способностью унифицировать свои детища, начинаются проблемы.
Мсье Бессон, при всей своей прозорливости, спродюсировавший три четверти всех более-менее вменяемых коммерческих французских фильмов новейших времён, на этот раз взял, да и промахнулся, сначала написав сценарий, а потом и выпустив абсолютно нежизнеспособный (по крайней мере, вне границ Франции — точно) проект.
Попытка выехать на раскрученном брэнде, не отягощая мозг разработкой внятного сценария, вылилась в сущую несусветицу — мельком затронутая тема футбола, которая, если верить постеру, должна была стать лейтмотивом всего повествования, так на этом самом постере и осталась. Прерогативой же непосредственно фильма разом стали буффонадные похождения неуклюжей полиции.
Местные люди в форме имеют больше общего с персонажами детских мультфильмов, нежели с реальной полицией — утрированные донельзя характеры каждого первого копа просто не получается воспринимать всерьез.
И Бог бы с ними, параллелями с реальностью, если бы сам процесс затягивал и подтверждал оправданность подобного рода жертв (вспомните первую часть). Так ведь нет же — тягомотное повествование, растерявшее весь пыл второй — даже не первой! — части, к вящему ужасу, еще и сместило свое внимание со старшего на младшее поколение. Теперь нас потчуют шутками а-ля «лицо в торте», «падение с большой высоты», и т.п.
Словом, дело «Тома и Джерри» живет и побеждает. Складывается впечатление, что мсье Бессон, ориентируясь на западный рынок (что не подлежит сомнению), для своей очередной комедии брал в пример строго самые заштампованные картины — на корню выдирая из оных сугубо самые бредовые диалоги и ситуации. В результате, ощущение дежавю возникает едва ли не на каждой второй сцене.
Что уж и говорить о навязшем в зубах за четыре эпизода превращении обычного такси в супер-кар — оно и вовсе воспринимается с какой-то почти фатальной неотвратимостью. Стандартный набор аттракционов, утвержденный еще в первой части, так и не удосужились хоть сколь-нибудь изменить: опаздывающий VIP; покатушки на запредельных скоростях с этим самым VIP в пассажирах; «тошниловка» в салоне (строго крупным планом, чтобы «как в Голливуде»)… Разве что, ставший такой же классикой серии взрывающийся от перенапряжения полицейский радар решили заменить на показавшуюся более интеллектуальной шутку со срываемой от силы ветра одеждой. Just brilliant.
Наклонная, по которой медленно, но верно, катилась серия, прервалась ожидаемым обрывом, в который и угодила четвертая часть. В итоге имеем абсолютно вторичную жвачку, в четвертый раз кряду подаваемую зрителю под все тем же — опостылевшим уже — соусом. Серо и скучно. И шашечки, к тому же, ненастоящие.