Карьера Люка Бессона — прекрасный пример наклонной, какая только возможна в кинематографе. Начав как эстетствующий и превозносящий разносторонность жизнесуществования кинематографист, со временем он превратился в механический двигатель по производству кинопроектов. И если его ранние картины, как «Подземка» или «Голубая бездна», мелькают в афишах киноклубов, то поздние обречены на гробовое молчание на полках для DVD. И это, припоминая лишь его режиссерские проекты — как продюсер и сценарист он породил куда больше поделок, приблизившись к идеалам чаемого в юности голливудского третьесорта.
Бессон торжественно покидал кинематограф после неудачной «Жанны Д’Арк», писал книжки, составившие целую тетралогию, но — не выдержал и вернулся в удобное режиссерское кресло. «Ангел-А», соединяющий невероятный эстетизм и общую эклектику, также был принят далеко не так однозначно, как хотелось бы режиссеру. Словно пытаясь реабилитироваться, вездесущий Люк принялся за приватные эксперименты, благо денег, вырученных за сайд-проекты, должно хватить и его внукам. И разродился мульткино «Артур и минипуты» по собственной же книге — коктейлем, что стало для него типичным — из трехмерного мультфильма и игрового кинематографа.
Разбирать, насколько написанное в книге соответствует или наоборот, одноименной кинонетленке — дело заранее отдающее филологией. А потому, лучше сосредоточиться на экранном действии. Мальчик по имени Артур живет с бабушкой в отдаленном доме, дедушка пропал при загадочных обстоятельствах, но оставил после себя богатое колониальное наследство. Все у него в жизни прекрасно, даже собака, о которой мечтал Малыш Астрид Линдгрен, есть, но вот незадача — дом забирают злые кредиторы и иже с ними — и единственный выход благополучно разрешить ситуацию — найти сокровище, спрятанное в саду, ещё одно наследие поездок дедушки по колониям.
Вроде бы обычный приключенческий сюжет, навроде «Молодого Индианы Джонса», но в дело вмешиваются мавры, чудеса световой энергии и уже упомянутые минипуты — столь же быть изобретательным Бессону в постановке своих фильмов, а не только на бумаге. И Артур переносится в мир двухмиллиметровых существ, населяющих самую что ни на есть поверхность земли — причем в его же саду. И тут вальяжно распахивает свои объятия фэнтези, потому что тот крошечный мир живет по сокрушающее космогоническим законам, и дальше хоть цитируй Толкиена из эссе «О волшебной сказке» или достопочтимую «Морфологию сказки» Проппа.
Однако же стоит вернуться к приземленным реалиям — в фильме все прелести фэнтезийного нарратива мешаются с невероятно плоскими вкраплениями «реальной жизни». И тут возникает недоумение — всю жизнь снимавший кино Бессон делает из пустякового для его калибра задания сплошную катастрофу, несмотря на здравомыслящий актерский состав во главе с Мией Фэрроу.
Общая, мягко скажем, поверхностная сюжетная линия заставляет актерский состав вытворять чудеса идиотизма, а обычно бодрая камера начинает то и дело двигаться вниз, чтобы предварять монтажную склейку. Конечно, понятно, что Бессон не Хичкок, чтобы склейки не замечались, но чтоб настолько — это даже в киношколе средней руки умеют. Становится страшно за дальнейшую карьеру некогда интересного режиссера.
Но — приходит время 3D, и картина бытия заметно приободряется. Любовно выкроенные модели минипутов и Артура выглядят и ведут себя гораздо интереснее живых болванчиков, которые только и знай, что проговаривать сценарий. Здесь все гораздо обстоятельнее, эти бесплотные существа демонстрируют — честное слово — характеры, происходит драматургическое развитие, конечно, с поправкой на детское зрелище, а мимика простирается дальше, чем «задумчивый взгляд». А какие у них глаза: у принцессы Селении — эдакой помеси Ри Рассмусен и Милы Йовович — которой тысяча лет, взгляд, погружающий в пучину океана и отблески надмировых звезд. Экшен-сцены бесконечно цитируют своих прошлых товарок, передавая не столько сюжет «пойди-туда-не-знаю-куда», сколько ритм напряженности всего существования этих маленьких человекоподобных существ.
Конечно, и здесь не обошлось без ложки дегтя — шутки, сыплемые персонажами по ходу их добровольной одиссеи отдают прошлогодним снегом, любовная линия попахивает азиатской романтикой, а музыка из саундтрека к общенародному фильму «Криминальное чтиво» заставляет даже зажмуриться. При ближайшем рассмотрении появляется мысль — всё это уже было, и хитросплетенные цитаты, и примеряние масок живых актеров — но в данном случае острый галльский смысл всё побеждает, так же как и в пустяковых, но приятных «Пиратах Карибского моря» — моделирование параллельной реальности оказывается намного сочнее и интереснее той, в которой она создается.
Тоска по романтике неизменно даёт о себе знать и, надо отдать должное Люку Бессону, этот момент он ухватил очень точно. За коротким «Артуром и минипутами» тенью возвышаются еще три части — уже заявленные в производство. Детская сказка в перспективе превращается в долгое приключение, другое дело, что в основе его лежит половина целого — не фильм и не мультфильм, а проект, застывший между двумя этими полярностями. Полуфабрикат, дожидающийся свой очереди на невероятно долгой кухне кинопроизводства.
До встречи в кино.
803 Прочтений • [Артур и минипуты: Под микроскопом] [16.09.2012] [Комментариев: 0]