Когда выходил первый фильм, споры шли вокруг того, что это — Doom 2, ещё одна «Обитель зла», русские «Чужие» или в общей постановке, без конкретики, наш ли это ответ Голливуду, и если да, то насколько наш и насколько ответ. Нежданный никем «постдозорный» всплеск жанрового кино рано или поздно должен был вернуться, минуя хорроры, экшн-триллеры, военные драмы, фэнтэзи («городские» и «славянские») обратно к фантастике, которой у нас, казалось, уже не будет никогда.
Ан нет, смотрите, хоть и поневоле малобюджетно-неловко, но отечественное кино нашло в себе силы снимать, по ожиданиям, бодро, с глянцевой картинкой и оператором, не просто убравшим камеру со штатива, но при этом не забывшим про стедикамы, постановку экшн-сцен, качественные трюки и слоу-мо. «Параграф 78» обещал, конечно же, не изыски сюжета, ограничиваясь околостандартными знакомыми по десятку наименований схемами вирус-мутировал-парни-зачистили, он обещал сделать нам красиво, энергично, драйвово, местами уместно пафосно, с должным героизмом в кадре и по-хорошему голливудским профессионализмом за кадром.
Как-то так всё и вышло. То есть, да, камера, трюки, экшн, декорации, актёры, режиссёр. Но при этом — в сослагательном наклонении. Продюсерская светлая голова решила поделить фильм надвое, соответственно разбавив уже готовую к употреблению драматургию рабочим материалом до хронометража двух полнометражек. Ну да, бюджет перебрали, со сроками выхода мы помним, что творилось, в общем, выход из ситуации был найден своеобразный.
Проблема была только в том, что фильм-то, как ни крути, один, и Михаил Хлебородов — не братья Вачовски, чтобы нагенерить в рамках одного бюджета спецэффектов ажно на два фильма (кто помнит, третья «Матрица» обошлась в итоге почти без сюжета, сплошной «штурм Зиона»), и в распоряжении монтажёров оказалось, тривиально, энное количество дополнительных диалогов-монологов-проходов с камерой по декорациям злополучного бункера, в общем это как раз тот материал, который потом в массе выставляют на вторых-третьих дисках коллекционных DVD-изданий в виде «сцен, не вошедших фильм», на радость гикам и просто ценителям-коллекционерам. Тут же всё это богатство попало в театральную версию.
Со всеми вытекающими. Фильм был очень точно поименован «царь-трейлером», хотя никакой трейлер не может себе позволить такой вялой внутренней структуры, в которой герои вальяжно успевают в кадре по десять раз выложить всю глубинную подоплёку своих нелёгких взаимоотношений, пятьдесят пять раз пошутить про «вы точно не голубые», а главная тройка персонажей Гудвин-Лиса-Скиф по пятку раз признаться друг дружке в нежной любви и столько же раз успеть послать другого матом во всех возможных сочетаниях. Благодаря усилиям монтажёров в первую часть пошли, сюжетно: история с раздраем в команде, сцена ругни Гудвина с Лисой на кухне, долгая история про то, как всех собирали (скромные «Сколько-нибудь друзей Оушена» уделяют этом делу минуты три быстрой нарезки), потом долгий диалог Гудвина со Скифом, «секс в душе», знакомство с обстановкой, вылет, прогулка по бункеру (прерываемая наступанием на лазерные лучи, постоянной ругнёй среди личсостава и поимкой-отстрелом злополучных зомбей) и… всё.
Две с половиной экшн-сцены плюс пара красочных отступлений — даже с учётом безусловно харизматичных персонажей (хоть и разговаривающих «как будто это подстрочник с английского»), безусловно добротных декораций и безусловно мастерской работы оператора — получилось всё-таки недостаточно, чтобы кино в итоге не превращалось в нечто рыхлое и непонятное. Зритель выходил из зала в недоумении, и вот результат — поставленное ко всему в придачу встык со «Слугой государевым», кино даже при всех прошедших весенних праздниках собрало едва больше пяти миллионов, что было бы равно условной окупаемости, если бы не тот занимательный факт, что прокатчиком была совсем не компания-производитель, и доля прибыли от общих сборов таким образом у фильма упала куда ниже обычных 50%.
Второй фильм по итогам стрельб начал позиционироваться как «настоящий Параграф 78», мол, там будет всё вкусное, вы же видели нарезку в конце первого фильма. Ведь это ему теперь, по идее, нужно пробовать воплощать в жизнь естественное желание авторов получить от проката прибыль, или по крайней мере свести убытки к минимуму.
Правда, на фоне зрительских впечатлений от первой части может случиться так, что тот, кто первый фильм смотреть не пошёл, не пойдёт и на второй, а тот, кто первую часть как раз посмотрел, второй уже не заинтересуется вовсе, ведь сейчас в прокате за счёт той же целевой аудитории собирают свои миллионы, так недостающие «Параграфу 78», комикс-греки «300 спартанцев».
Так может действительно, вторая часть дилогии продемонстрирует нам нечто поистине феноменальное, драйв и энергетику не хуже снайдеровского творения? Прошедшая премьера поспешила развенчать эти сомнения. Все те проблемы структурного характера, которые зритель замечал в первой части, «пункт второй» сохранил в первозданном состоянии.
Причём в настолько первозданном, что только диву даёшься. П78.2 производит впечатление абсолютного сиквел-римейка, во всём повторяющего схему оригинала. Те же герои, в тех же декорациях, продолжают делать тоже самое, только по второму кругу с незначительными вариациями. Там фильм начался с некоей операции и «подам рапорт» (ни единого кадра из той самой операции, даже отрывочно, коротким флэшбэком, мы так и не дождёмся), и тут — стол, барышня из «слабого звена» под ручку с Завулоном-Вержбицким и фотогеничный Вдовиченков весь в белом, всё о том же. Там долгие сборы — тут долгие собирания с мыслью «группа подлежит самоликвидации» (причём процесс усугубляется тем, что зрителю-то результат всех метаний известен заранее). И только потом начинается экшн… чтобы тут же закончиться.
Да, ган-ката в исполнении пары Гудвин-Фестиваль, заранее дюже разрекламированная авторами фильма, даже на достаточно насмотренный взгляд выглядит замечательно, постановка, камера, декорации, свет, звук (в общем, см. выше), восторг совершенный. И грубый мордобой в случае пары Куценко-Вдовиченков тоже не самая слабая сцена в мировом экшн-кино. Спарринг на ножах, шедший под «нумеро уно», может быть, несколько смазан философскими рассуждениями, но зато сам по себе очень и очень неплох постановочно. Финал же истории Любы и Спама просто хорош, по-человечески.
Итого мы имеем полчаса суммарного бодрого кино. Но вот всё, что кроме… а кроме — ничего собственно и нет. В точности как в первом фильме — бесконечная ругня главной троицы, шутки про «голубых», раздражающий Фестиваль, притянутые за уши deus-ex-machina сценарные изыски про «простейшая аминокислота, в любом соединении, в любой дозировке» и прозрачный как слеза финал, ровно столь же вялый, как и в первой половине матча, даже обещанный роликом взрыв не помог. Особенно порадовала глаз и мозг, конечно, неожиданная сонливость Скифа. Как говаривал один персонаж, «соснуть бы сейчас минуток шестьсот-семьсот».
Как видно, «фильм второй» вместил в себе конечно, большую, но отнюдь не львиную долю изначально запланированных на проект красот, а потому всё равно пришлось изрядно разбавлять, а чем разбавлять-то? Правильно, тем самым, ругнёй, да повторением пройденного. Ну, плюс немного сюжета про «нужно было просто вспомнить, как люди могут не любить друг друга».
Чуда не произошло, более чем выдающийся материал, будучи разбавленным вдвое, катастрофически потерял в ритме, в итоге потеряв и в зрителях. Остаётся только сожалеть о том, что идея деления фильма пополам вообще пришла создателям в голову, да дожидаться режиссёрской версии, которая будет выпущена на DVD и будет представлять собой единый фильм, тот самый, который и должен был изначально выйти на российские экраны 22 февраля 2007 года.