Однажды став героями триллеров, подростки успели публике набить изрядную оскомину. С оставляемым за скобками эпитетом «тупые», оные подростки в кадре становятся ходячим обоснованием и слабостей режиссуры (что вы хотите от подростков, Шекспира?), и недочётов сценария (немотивированность, нелогичность и общая бредовость поведения героев иного триллера уже давно стала притчей во языцех), так что велкам ту зе клаб, сериал про «Очень тупое кино», в котором подростков вполне логично изображают великовозрастные дяденьки и тётеньки, смачно заколотил крышку гроба подросткового слэшера — отныне на этой поляне даже джей-хоррорам не развернуться, не то что классике фредди-крюгеризма и джейсон-вурхесизма. Остаётся играть в постмодернистические игры про «фредди против джейсона против эша против пилы» далее везде.
И когда на вот эдаком вот фоне выходит (внимание) молодёжный триллер рейтинга PG-13, начинающийся с идиллической сцены общения сына с отцом, в котором большую часть времени главный герой подглядывает, отлучённый от видеоигр, в бинокль за своей новой соседкой, как та делает гимнастику и купается в бассейне … вам уже страшно? А вот и зря.
ДиДжей Карузо, снявший такие не сказать что абсолютно шедевральные, но в общем-то сильно недооценённые фильмы как «Забирая жизни» и «Деньги на двоих», умудрился в «Паранойе» раз по десять за время просмотра заставить зрителей начать сомневаться, стоило ли вообще идти на этот фильм, чтобы тут же, ловким движением камеры, сноровисто опровергнуть все обвинения и заставить отбросить любые сомнения.
Семейная рыбалка резким наплывом превращается в автокатастрофу, урок испанского — в судебное заседание, домашний арест — в домашнюю тюрьму, а тривиальная подростковая дурь и скука — в клаустрофобическую паранойю с подглядыванием за соседями и соседками.
Что тут играет ключевую роль — сразу и не скажешь, то ли диалоги, то ли игра актёров, то ли работа камерой, то ли всё вместе. Просто в нужный момент на экране происходят нужные вещи, расставляя всё по своим местам.
ДиДжей Карузо, берясь за молодёжный триллер, снимал именно его — фильм не о подростках, но для подростков, и триллер остаётся триллером, не погрязая в декалитры кровищщи и не совершая непродуманных поступков. Даже пресловутый PG-13, ставший приговором целой череде совсем не безнадёжных фильмов, в данном случае играет создателям на руку, чётко удерживая действо в заданной канве — если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят.
И все эти зарисовки в стиле «у меня уехали родители, летс парти!», и игры в подростковый амор, и соседские метатели какашек, и собачка с электронным ошейником, и садовый гномик, ограничивающий уготованную для домашнего ареста территорию — всё это вполне укладывается в рамки обычной такой тинейджерской субурбиан-жизни, разве что чуточку параноидальной. А значит, при должном тщании сценарист и режиссёр под ручку могут играть в эту игру маньяк не маньяк достаточно долго, чтобы убедить зрителя в чём угодно.
По сути, если не считать психиатрической зарисовки с героем Дэвида Морса, садящимся в машину к нашей девице на выданье (что-то мне подсказывает, что после такого в реальной Америке чудака засудили бы, не сходя с места, сразу по трём десяткам грозных статей от харрасмента до педофилии), по сути мы до самого финала не знаем, маньяк или не маньяк? И что у него там в шкафу — скелет, Хичкок или что попроще?
При этом — и саспенса с теншном, и съёмок ручной трясущейся камерой, и первых «потерь бойца» — всё по канону — в фильме такое количество, что хватит на любой настоящий слэшер. Только кровищщи нужно побольша, а так — материал готов. Безусловно, сыграв в общем-то на чужой площадке, да и то, в не самой удобной позиции, ДжДжей Карузо построил историю так, что были плавно обойдены основные штампы жанра, а сама история не стала для такого рейтинга ни пресной, ни предсказуемой.