Как всякий классик, Филип К. Дик — он не о приключениях тела, а о приключениях духа. И история о человеке, который мог видеть своё будущее на две минуты вперёд, это не завязка к головокружительному боевику, а такой психологический конструктор, мысленный эксперимент, как такой человек, для которого нет случайностей, может жить в нашем мире, погружённом в случайность с головой.
Однако Ли Тамахори, режиссёр «Трёх иксов 2» и «Умри, но не сейчас», и Гэри Голдсман, сценарист «Вспомнить всё» и продюсер «Особого мнения», конечно, снимали всё-таки боевик, со всеми сопутствующими элементами. История насытилась трюками-погонями, некоторым количеством спецэффектов, а также современными террористическими сюжетными коллизиями. Однако к чести создателей, равно как любимца публики Николаса Кейджа, осталось в ней в итоге место для человека, героя без обтягивающего трико и приставки «супер».
Лас-вегасский «шоумен под прикрытием» Крис Джонсон зарабатывает скромную копеечку, по-маленькой угадывая содержимое карманов почтенной публики, а также чуть-чуть омрачая отчётность о прибылях местных казино. И каждый день утром и вечером в одно и то же время ходит в придорожную забегаловку, куда однажды войдёт девушка его мечты. Так всё тянется до тех пор, пока за «золотого человека» со сценическим псевдонимом Фрэнк Кадиллак («У меня есть две любимых вещи: «кадиллак» и Франкенштейн») не берётся ФБР, расследующее дело о провезённом в США традиционно украденном где-то на просторах одной шестой части суши ядерном заряде. Да и сами террористы теперь не прочь узнать, что это за тип с лицом старого усталого дога, которого так упорно ищут спецслужбы.
Что в этой истории от Филипа К. Дика, а что от Голдсмана-Тамахори? Не сюжетно, а идеологически? Конечно же, от первоосновы проекту достался главный герой — он даже в чём-то антигероичен, такой противопоказан блокбастеру, потому что он с самого начала хочет от жизни чего угодно, только не приключений. Николас Кейдж с воодушевлением играет романтическую линию, и традиционно изображающая мебель Джессика Биель ему составляет в этом отличную пару. Вообще вся эта история с предопределённостью, «ты всё подстроил» и «пройдёт неделя или месяц» — есть в ней что-то очень лирическое и добродетельное в своей наивности и романтизме.
Персонажи вообще так заигрались в романтику к середине фильма, что сумели в один прекрасный момент даже здорово оттеснить зрителя от всего этого боевика, так что сценаристам срочно пришлось доставать бога из машины в виде памятливого дорожного рабочего и террористов, следящих за агентами бюро почище самих агентов бюро.
И тут уж понеслась — если побег Криса Джонсона из казино был прямой отсылкой к нф-классике (вспомнить хотя бы Гаррисона и его «Неукротимую планету»), то во второй половине действа Ли Тамахори вернулся к своей привычной стилистике бондианы-новодела, то есть да — энергично (спасибо «Вёрчуал студиос», ребята умеют сделать дёшево в смысле денег и сердито в смысле видеоряда), но помимо красочно падающих по обрыву брёвен и знакомой по ролику картинке с «размноженным» Кейджем, самоценным тут является разве что эта едва заметная заминка предвидения, с которой начинается каждая такая сцена.
Террористы по инерции продолжают гоняться за бессловесной Джессикой Биель, Кейдж с героической Джулианной Мур тоже не столько преследуют террористов, сколько спасают Джессику Биель, а заранее отпедалированный «меткий глаз» боевой агентши под визуальные подмигивания братьям Вачовски под конец успевает даже изрядно поднадоесть.
То есть в итоге — Филип Дик получился, хотя и не совсем так, как того ожидали. На целую полнометражку, да ещё и в манере суперагентского боевика, его материала сценаристам не хватило. Пришлось разбавлять банальностями. Полупрозрачными террористами, которые даже не формулируют, зачем им эта бомба, чего добиваются, откуда они вообще, такие. Полупрозрачным же «фэбеером», у которого, кажется, кроме персонажа Кейджа не осталось рабочих инструментов. И в итоге — финалом в стиле «сурпрайз».
Есть такой многократно осмеянный литературный метод, в котором на последней странице герой… просыпается. Всё происходящее ему просто приснилось. Если сценарист Гэри Голдман считает, что одного акцентированно-напряжённого взгляда Николаса Кейджа в середине фильма достаточно, чтобы оправдать именно такой оригинальный финал, то это он зря.
В итоге фильм оставляет ощущение откровенной недотянутости. То есть всё в фильме есть — визуальное решение кейджевских инсайтов, достаточно интересные, хотя и недостаточно проработанные персонажи, относительно банальный, но в общем не мешающий никому сюжет, три мощных экшн-сцены, выполненные в трёх различных стилистиках и — совсем невнятный, хотя, опять же, энергичный финал.
Мог бы фильм получиться более цельным? Наверное, мог. Является ли лучшее врагом хорошего? Вовсе не обязательно, большая чёткость концепта ещё ни одному фильму не помешала. Сказал ли фильм что-то новое в фантастическом боевике? Что-то сказал, что-то — не сумел. Апрель традиционно как начинался, так и завершился фильмом класса «ни вашим, ни нашим» или, если хотите «и вашим, и нашим». А значит — решать, хорош фильм или плох, как обычно — вам самим.