Надо отметить, «Шрек Третий» из всей череды триквелов этого сезона изначально предполагался отнюдь не фаворитом. Судите сами: супервайзер компьютерной графики и голос говорящего зеркала — в режиссёрских креслах, отнюдь не самый удачный ролик, «семейные ценности» в анамнезе, разве это добрые знаки?
Самый успешный анимационный франчайз современности явно искал новые пути к наступлению на наши кошельки уже в процессе этого пути, искал, традиционно для жанра оттачивая графику, устраивая на заднем дворе студии звёздный кастинг среди желающих поозвучивать ещё какое-нибудь третье говорящее дерево слева, а также среди желающих занять пустующее кресло Эндрю Адамсона, скоропостижно отправившегося делать большое кино про хроников Нарнии.
Сюжет третьего «Шрека» на выходе и получился такой… сдержанный, при желании историю об отправке десанта на поиски наследника престола можно повернуть и так, и эдак, отсутствие хоть сколько-нибудь завёрнутых сюжетных коллизий с традиционными «тру лавс киссами», а также умирающий папаша как зеленокожий рояль в кустах — всё это позволяет вертеть фильмом до самого завершения финального монтажа. Было бы желание, можно получить и слезливую мелодраму по мотивам «плодитесь и размножайтесь», и сказочную сказочку о Мерлинах и Артурах (с мечом-в-камне или без оного), а также непременную нынче историю о попрании и защите демократии.
Причём всё это — с равновероятными предпосылками. Как обычно, сценаристам пришлось трудиться до последнего дня озвучки, а зрителям — мучиться до самого дня премьеры, оставаясь в абсолютном неведении, что же им такое, в конце концов, покажут.
К счастью, у сценаристов и (что в нашем случае — важнее всего) переводчиков хватило чувства вкуса и некоего шрековского духа, сформированного первыми двумя фильмами, чтобы на таком аморфном основании сочинить нечто вполне цельное, и не лишённое, как и положено, определённого шарма и для взрослых, и для детей, и особливо для взрослых с детьми известного возраста, немудряще именуемыми спиногрызами.
По сути «Шрек Третий» в итоге — это такая одна большая стэндап-комедия, в которой летают птички, помирают жабы и даже совершаются государственные перевороты, но всё это как бы не важно, ибо основное удовольствие от фильма получаешь именно по итогам выслушанных монологов, диалогов, перебранок, вставных реприз и шуток-прибауток. Всю дорогу каждый из героев непрерывно подкалывает всех окружающих, а радостные новости о предстоящем деторождении сопровождаются немудрящим «ну, мужик, теперь ты в полной ж-тууууу».
«Шрек-3» в итоге набирает свои очки не благодаря шикарной графике (а она действительно хороша, хотя от пластмассовых человечков избавиться так и не удалось, да и пиксаровские изыски задают на этом поле изрядную планку, которую перепрыгнуть ой как нелегко), не благодаря извивам сюжета и свежим героям, как это было с двумя первыми частями, а исключительно благодаря океану шуток, обрушивающихся в зал с экрана.
Шутят все и всегда, будущего Короля Арти использует в качестве турнирного чучела будущий сэр Ланцелот, мать Фионы играючи пробивает головой тюремную стену (две тюремных стены), на похоронах короля жабий хор поёт «Лив энд лет дай», а Кот в теле Осла пытается изобразить свой классический аргумент в любом споре. Всё это выходит действительно смешно, во всяком случае полный зрительский зал вкушает всю эту духовную пищу с изрядным оптимизмом, смеясь во всех нужных местах.
При этом наибольшей концентрации шуток, как и ожидалось, был удостоен процесс деторождения: чрезвычайно популярный в последнее время в разнообразных тематических комьюнити ресурс шуток про подгузники, слинги и прочее ГВ даже до финального появления трёх зеленокожих огрят в кадре отработан по полной.
Попутно не забыты и романтические поползновения Кота и Осла, а также околошкольные шуточки вокруг инфантильного Арти. Не упущена ни одна возможность сострить, и даже неумолимый пафос, нет-нет, да и прорывающийся на экраны в самые ответственные моменты — умело купируется удачной шуткой: «Только не переигрывай». — «Ну вот, переиграл».
Недостаточно облегчённым по этой части оказывается разве что финальный выход Арти, в конце которого все таки рыдают, а виновник торжества коронует супротив всех правил сам себя. Период, знаете ли, длинноват, и одной шутки про «он виноват? вали его!» для такого серьёзного загиба всё-таки маловато.
Что же до традиционных достижений прежних серий в лице мощного саундтрека и массированных пародий на всё на свете под эту музыку, то тут Шрек Третий всё-таки не дотянул, как-то очень уж невзрачен традиционный брит-поп, а пары очень актуальных эмо-зарисовок и ещё пары кинопародий для заполнения видеоряда всё-таки получилось недостаточно, что усугубляется недостаточной известностью в наших широтах истории про Рапунцель и её злосчастную косу, да и долгожданное появление второй ужасной сестрицы Золушки как-то уж больно требует осмысления.
В итоге, для отечественного зрителя вопрос успеха и неуспеха Шрека на этот раз держался исключительно на качестве перевода и тут, как я уже говорил, студия «Пифагор» и Екатерина Барто (которые отвечали за локализацию и первых двух «Шреков») постарались от души: мы слышим и цинично спародированный молодёжный сленг, и извечные мамашкины сюсюканья, вообще все герои разговаривают, как должны, а не «как получилось», ни одна шутка не упущена, ни один диалог не похож на английский подстрочник.
Отсюда и впечатление — пусть и несколько смазанное излишней незамысловатостью сюжета — остаётся положительным, что, конечно же, сыграет свою роль в окончательных результатах бокс-офисного майского дерби. В конце концов, здесь никто не рыдает в кадре, разве что в шутку, здесь никто не рассуждает о «разрушительности мести», здесь отчаянно жгут, попутно радуя детишек яркой картинкой и знакомыми персонажами.
А что до ошибок, допущенных продюсерами ещё на ранних этапах проекта, то в следующей части, которая состоится в 2010 году, в режиссёрское кресло сядет Майк Митчел («Пережить Рождество»), товарищ куда более опытный по части создания полнометражных фильмов, и особенно комедий. А потому — до встречи в кино.