Американские комедии, тематически отсылающие к спорту — явление для отечественных зрителей не слишком частое. Если и просачиваются какие-то счастливчики — то оказываются не слишком удобоваримыми — про бейсбол или регби, например — игры, понять прелесть которых, видимо, дано только их создателям. «Лезвия славы» с этой стороны выглядят почти инопланетянами из фильмов Спилберга — непонятно как они здесь появились и что им надо, но поглазеть всё равно необходимо. Вот и глазеем. А между тем, глазеть есть на что — два взрослых мужика строят из себя непонятно кого, так мало того — все их ужимки и прыжки происходят на льду. Комедия о фигурном катании? Почему бы нет.
Сложно сказать, как относятся к фигурному катанию американцы, но в России это — национальный фетиш, мутировавший из зимнего вида спорта в телешоу с привлечением локальных селебрити. Может, это и поможет «Лезвиям славы» собрать приличный бокс-офис, несмотря на добавление к невинному названию “Blades of glory” совсем уж пошлых «Звездунов на льду» — очередной привет от российских кинопрокатчиков. Потому что, кажется, картина является последним из могикан кинематографа, который показывает, а не рассказывает историю средством, которое лучше всего доступно синема — изображением.
Но, и без сюжета никуда не двинешься, а он здесь — поистине глупый. Два фигуриста, которые, конечно, полные противоположности, дисквалифицированы из одиночного фигурного катания в следствие междоусобчика с нанесением не слишком тяжких телесных. Карьеры полетели, перспектив — никаких, а очень хочется ещё раз проверить качество золота в призовых медалях. При весьма странных обстоятельствах находится выход — парное катание, беда в том, что чемпионат на носу, а фигуристок в пару днём с огнём не сыщешь. Конечно, в уставе не сказано, что в паре обязательно должны быть мужчина и женщина. Что происходит дальше, наверное, все уже догадались.
При таком раскладе могло получиться всё что угодно, но вышла, наверное, самая добродушно-смешная комедия последнего времени. Причин этому несколько. Главная, конечно, яркое, нелепо карикатурное, противопоставление главных персонажей — Уилл Феррелл в образе мачо-фигуриста, что само по себе вздорно, сексоголика, одинокого волка и вообще — сильного мужчины в новейшей американской традиции. После роли с потугами на драматическую составляющую в «Персонаже», его Чаз Майкл Майклс просто идеальный плохой-хороший герой, прямиком отсылающий к Билли Бобу Торнтону из «Плохого Санты», со всем присущим Ферреллу пародийным арсеналом. У его антагониста и по совместительству хорошего-ещё-лучше героя Джона Хедера задача сложнее — сентиментальный грязефоб, Джимми МакЭлрой является ведомым в этой паре, что добавляет в этот вертеп травести-элемент.
И здесь видна протоптанная дорожка к шедевру Билли Уайлдера «В джазе только девушки». Очень бы хотелось сопоставить дуэт Феррелл/Хедер с Кёртисом/Леммоном, тем более что и своя Мерилин Монро в картине имеется, но это, кажется, лишнее. Потому что главное — тот легко читаемый гомоэротический подтекст, который обнаруживается при возникновении Феррела и Хедера в кадре, не говоря уже о совместном катании. Многочисленные шутки на эту тему прилагаются. И, как в картине Уайлдера, за ним не кроется никаких бездн — всего лишь мужская дружба, без ехидного словечка «крепкая».
Но даже при таком тематическом разбросе ценность картины видится всё же в другом. В уже упомянутом свойстве — показывать историю, буквально — вести повествование картинками, а не бесконечными диалогами. Может, из-за того, что больше половины фильма умещается на катке, где важны движения, а не слова, может из-за нарочитой имитации спортивной телепередачи со всеми характерными эффектами, но «Лезвия славы» можно смотреть без звука — суть все равно будет передана достаточно точно. Это как фильмы Жака Тати — слова в них не представляют той ценности, какой является визуальная часть картины, и именно она движет собой повествование, вовлекая в него зрителей.
Параллельно обнаруживаются казусы такого подхода — прекрасно видно, что все сцены с фигурным катанием сделаны с помощью наложения двух изображений, на крупных планах это даже режет глаза, хотя понятно, что Феррелл и Хедер никакие не фигуристы. И, учитывая то, что они вытворяют на льду, это вполне оправдывается, тем более авторы это сами прекрасно осознают и в качестве сладкой пилюли подбрасывают сцену с пародией на «Матрицу». Другой эффект, который возникает при просмотре — как будто смотришь не художественный фильм, а телевизионный ситком, выбравший своей жертвой жизнь фигуристов, чему немало способствует клиповый монтаж и якобы остроумные закадровые голоса.
Но, если отбросить глупую добавку «Звездуны на льду», то «Лезвие славы» оказывается слишком неординарным фильмом, чтобы вписать его в жанр спортивных комедий, точнее в те представления, которые большинство из нас о них имеет. Скорее эта история, как каток, где, если не умеешь кататься — выглядит всё банально и плоско. А если наоборот, то повсюду играет “Flash Gordon” в исполнении небезызвестных Queen и тебя охватывает незамутненная ничем радость кинематографа.
До встречи в кино.
820 Прочтений • [Лезвия славы: Звездуны на льду: И смех, и грех] [16.09.2012] [Комментариев: 0]