Если бы у меня был дружбан Сергей Сельянов и компания «СТВ» под боком, я бы тоже не против снимать по фильму в год: то про рак крови, то про бандитские разборки начала 90-х, то про маньяка мента. Непонятно только, почему товарищ Балабанов так усердно снимает фильмы про околоперестроечное время. «Мне не больно» — пожалуй, единственная попытка порвать этот порочный круг, да и то — недалеко ушедшая.
Рискну предположить, что наш успешный режиссёр вовсе не вступает в контакт с сегодняшней реальностью, считая, что день сегодняшний не сможет стать основой интересного кино. Отсюда два выхода — либо снимать про 80-е и 90-е (когда сам Балабанов ещё был молод и горяч), либо про современную жизнь какой-никакой буржуазии (успешные режиссёры — вполне себе буржуазия), как это случилось с «Мне не больно». И вот, снова-здорово.
Давненько антиреклама не работала так эффективно, как в случае с фильмом «Груз 200». Мол, жюри «Кинотавра» в шоке, пугающие откровения про тоталитарный режим, неожиданные возрастные рамки и прочая и прочая… При всем при этом, — это единственный фильм, про который сделали новости телеканалы «РТР», «НТВ» и «Культура», а Парфёнов дал интервью. Ужас как интересно, что же это все-таки за удивительное российское кино! Естественно, залы на немногочисленные вечерние (скорее ночные) сеансы набиваются почти что под завязку.
Фильм «Груз 200» якобы показывает крушение тоталитаризма в одном провинциальном городе. Разоблачать преступления советской власти — дело модное, но чего такого мы про преступления советской власти ещё не знаем? Если бы этот фильм вышел на экраны лет десять назад, — можно было бы восторгаться смелостью и своевременностью, а сейчас это кино выглядит просто-напросто вторичным. Почему бы не перенести действие в настоящее время? Почему бы не открыть людям глаза на то, что сейчас происходит в стране? Что, мало девочек похищают? Что, люди перестали грабить, убивать, пить, избивать? Нет, не перестали, просто про современность говорить у нас кишка тонка, а показать все то, что мы уже знаем — это всегда пожалуйста.
Есть ощущение, что товарищи, которые превозносят фильм и рассуждают о том, насколько он их шокировал — не ходили в кино лет десять как минимум. Маньяк-мент, хоть и хорош, но маньяком современную публику не удивишь, перестроечный быт правдоподобен (с «Песнярами» в телевизоре), но раскрытие перестроечного быта произошло давным-давно в хрестоматийной «Маленькой Вере», преступления граждан милиционеров, основанные на реальных событиях — страшны, но это основной хлеб Кончаловского, а начало фильма так и вообще полностью слизано с американских фильмов ужасов (включая Сноуи Рашу), слизано до такой степени неприлично, что, глядя на мелькающее лицо девушки с размазанной тушью, в какой-то момент начинаешь ждать появления инопланетян или вампиров.
Сюжет напоминает нам о документальных фильмах-расследованиях «НТВ» и «Первого канала», а также о газете «Мегаполис-экспресс», в которой таких происшествий с десяток в день. Девушку-модницу, по совместительству дочку председателя горисполкома, опрометчиво поехавшую с пьяным дружком за спиртом, пленяет сразу же влюбившийся в неё мент-маньяк. Маньяк не без налёта человечности: кормит девку, приносит ей водку, знакомит с мамой и даже добывает труп её возлюбленного, служившего в Афганистане. Одна незадача, — уж очень он разозлил суровую русскую женщину, чьего мужа расстреляли по ложному обвинению.
Полуян — безусловная находка фильма, у него такое выразительное лицо, что ему достаточно просто смотреть в одну точку не мигая, и уже становится страшно. Об Агнии Кузнецовой, к сожалению, такого не скажешь: она как начинает выть и причитать «дяденька-дяденька» на двадцатой минуте фильма, так и продолжает всю дорогу, а единственное развитие характера, — неожиданное исчезновение одежды в финале. Разочаровывает и проповедник научного атеизма, которого первоначально должен быть играть Маковецкий, а вышло так, что играет совсем другой актёр, но играет под Маковецкого, от чего возникает смутное ощущение подставы.
События развиваются неспешно и, откуда ни возьмись, появляется откровенное самолюбование — огромное количество разнообразных проездов под музыку. Даже если герой второстепенный и его перемещения в пространстве не так уж и важны, будьте готовы смотреть на его поездку — ведь это главное, что любит снимать режиссёр Балабанов (вспоминаем вечно едущего или идущего Бодрова). Плюс ко всему появляется навязчивое ощущение, что во всем транспорте вмонтированы специальные магнитофончики, играющие на постоянной громкости, заглушающей все остальные звуки (музыкальные композиции повторяются).
Настроившись на жуть при походе в кинотеатр — жути вы не получите, откровений тоталитарного режима — тоже. А все потому, что между заявленными проблемами и тем, что мы видим на экране — бездна. Так и хочется посоветовать авторам, бросьте вы всё это, милые, какой такой «тоталитаризм»? Снимайте нормальный ужастик по законам жанра, тогда все будут довольны и счастливы. А так — режиссёр получит и призы, и деньги, зритель же не получает из обещанного ровным счётом ничего, кроме пожеланий любить кино.
1354 Прочтений • [Груз 200: День сурка] [16.09.2012] [Комментариев: 0]