Грайднхаус: Планета страха: Мутанты-оборотни из СС
Начать, видимо, стоит с благодарностей. Нам всё-таки показали «Мачете». В этом есть своя логика — перед фильмом Роберта Родригеса прокрутить фэйк-трейлер Роберта Родригеса. Пусть остальные шедевры прошли мимо нас (сказывают, «День благодарения», «Не» и «Женщин-оборотней из СС» демонстрировали после титров «Планеты страха», если это так, остаётся лишь сожалеть, что свет у нас в кинозалах зачастую включают раньше слова “Cast”), и догонять мы их будем уже дома, в обнимку с монитором, но то, что один из них в итоге полноценно дошёл до зрителя, это, конечно же, большой к кинопросмотру плюс.
Любимец Родригеса Дэнни Трехо в роли «вы обидели не того мексиканца» с именным мачете наперевес (ну, не с одним мачете, а с целым разделочным набором) это помимо чисто художественного удовольствия для фаната «Эль Марьячи» и «От заката до рассвета» («Дети шпионов» не в счёт) ещё и замечательная политагитка инсайд, горячий мексиканский ответ малохольному «Вавилону». Долой слезоточивые истории о нелегалах, переходящих тёмной-тёмной ночью границу с Техасом и самооправдательные притчи вроде «Трёх могил». Вот это — настоящее перо гения при содействии гениев Дэнни Трехо и Чич Марина. Как и в случае всех остальных трейлеров проекта «Грайндхаус», остаётся только пожалеть, что это всего лишь фэйк, и не видеть нам «Мачете» в полном метре. Ах, какое было бы кино!
Впрочем, у нас же уже есть «Планета страха», а значит, вечер не прожит зря.
Обратившись к жанру условно-собирательного «зомби-муви», Родригес пошёл не по пути «снимай вволю своё собственное кино, покажи своим фанатам класс», как поступил со своей частью Тарантино, а честно взялся за то, в чём он разбирается более всего — уселся на конька безудержной стилизации, в которой узнаёшь каждый план, каждую сцену и каждый диалог, но таким, знаете, хитрым образом, что как бы и нет перед нами прямых цитат (не считая сюжетных, персонажных и хронологических пересечений с «Доказательством смерти», но на то и дуэт, чтобы перепевки устраивать), но в каждом конкретном случае знаток смело назовёт с десяток проектов, где вот точно такое было, разве что было куда менее смешно.
«Планета страха» — комедия положений самой гомерической силы, только в положениях оказываются не герои, а зритель. Недаром именно в этой половине «Грайндхауса» даже в «стэндэлоун» европейской версии после всех вступительно-ознакомительных вкусных диалогов и первых жанровых сцен есть та самая главная фишка проекта — отсутствующая бобина. В самый ответственный момент, когда Эль Рэй долгожданным образом уестествляет Черри Дарлинг, плёнка рвётся, и действо продолжается уже самым непредсказуемым образом — все уже всем поведали свои тайны, всё вокруг горит и рушится, равно как все незаражённые герои уже собрались у ДжейТи под крылышком, намереваясь прижиматься, согласно заветам, «спиной к океану», то есть отправляться строить новую жизнь на этой планете.
Удовольствие от эпизода, пусть и смазанное додумавшими за нас прокатчиками (голос за кадром всё-таки сообщает, что пропущена бобина), дополняется впоследствии длиннющим куском, в котором Брюс Уиллис героическим подбородком на фоне чёрной нижней половины «уползшего кадра» вещает про Усаму Бен Ладена, эх, право, Родригес оттянулся за всех криворуких киномехаников всех деревенских кинотеатров этой планеты, это не считая авторов сценария патриотических боевиков, коих теперь и у нас имеется с избытком.
А потом — понеслась. Пузырящиеся морды, нога-автомат, «я так поняла, что другого микробиолога у нас нет», и, наконец, улетающая на вертолёте Черри Дарлинг, переходящая в райские кущи финальной сцены.
В этом фильме есть всё, что нужно любителю низкобюджетного хоррора — тут хмурятся и умничают на латыни сумасшедшие доктора, тут бегают крашеные медсёстры с обезболенными кистями и пневмопистолетами, тут (да-да!) умненькие детишки вышибают себе мозги мамочкиным револьвером, тут шерифы, придорожные забегаловки, ещё раз камео Тарантино, заброшенные военные базы, противогазы с зелёным дымом, мутанты, откушенные пальцы, брызги кетчупа, кармагеддон на грузовике и вертолёт как оружие массового поражения зомбей. Наконец, тут харизматичные герои, все как один, без изъятий и купюр, собрались, дабы заставить нас смеяться до колик.
Долгожданная феерия состоялась. И если тарантиновский бриллиант всё-таки не требует именно киношного просмотра, то родригесовская конфетка его требует в обязательном порядке. Звук, цвет, большой экран — перед нами феерия жанра, его квинтессенция. Если Родригес и мастеровой от кинематографа, то он ещё раз доказал, что он — гениальный мастеровой.