Позади уже шесть фестивальных дней, близится церемония закрытия, пора начинать подводить первые итоги. Предлагаем вашему вниманию второй обзор самых заметных участиников различных фестивальных программ тут фильм открытия, основной конкурс, русская программа и конечно же «Мир кино», привлекающий главное внимание синефилов столицы.
В этом выпуске: «Завет» «Отрыв» «Секс и философия» «Любовь со словарём»
В других выпусках: «Ангел» «Железнодорожный роман» «Мой фюрер» «Пёс» «Путешествие с домашними животными» «Как улов сегодня?» «Я прислуживал английскому королю» «Незнакомка» «Королёв» «Служанки» «Вива» «Убийство в клане Инугами» «Лес скорби» «У реки» «Парк» «Русский треугольник»
Хэппи-эндом по бездорожью
«Завет» (“Zavet”, Сербия/Франция), 2007
Режиссер: Эмир Кустурица
Сценарий: Эмир Кустурица
В ролях: Урош Милованович, Мария Петрониевич, Мики Манойлович, Александр Берчек Фильм открытия
Эмир Кустурица, по его собственным словам, довольно уже хлебнул различных демократий, поэтому построил собственную деревню в горах, для которой сам выбирает жителей, удалился от мира и по всему видно — достигнул дзена.
Он по-прежнему сочно показывает жизнь и снимает уже не первую сказку со счастливым концом, но в последней ещё и написано в финале — happy end. В маленькой деревушке живут всего трое жителей — мальчик Цане, его дедушка и школьная учительница. Дед, чувствуя приближение смерти, отправляет внука в город и даёт ему завет — продать корову, отыскать сувенир на память, купить икону и найти себе жену. Часть фильма посвящена приключениям внука в городе, а часть — завоеванию учительницей сердца дедушки.
Всё тот же сербский колорит, тот же кавардак, тот же задор и жизнелюбие. Непривычно было разве что увидеть ряд обращённых к масс-культуре киноцитат вроде Уоллеса и Громита, которыми Кустурица решил для забавы разукрасить фильм. Всё остальное, если говорить о комедийной и жизнеутверждающей части творчества мэтра, было ново и вызвало восторг однажды много лет назад — в «Белой кошке, чёрном коте». А после того как вышла «Жизнь это чудо» интерес к творчеству режиссёра стал фатально теряться. Увы, последняя работа ничего в этом смысле не изменила.
Впрочем, уже заявлено два новых проекта, которые Кустурица собирается снимать в ближайшее время. Один о мексиканской революции, замысел второго пока не раскрывается, но известно, что он будет сниматься в России. Так что, кто знает, может быть, дорога всеобщего счастья в творчестве режиссёра ещё вильнёт куда-нибудь в сторону или выйдет на новый виток, и нам ещё суждено увидеть что-нибудь, что не оставит нас в стороне.
Точка невозврата
«Отрыв» (Россия), 2007
Режиссёр: Александр Миндадзе
Сценарий: Александр Миндадзе
В ролях: Виталий Кищенко, Александр Робак, Сергей Епишев, Станислав Дужников, Максим Битюков, Мария Матвеева, Владимир Епифанцев, Клавдия Коршунова, Екатерина Юдина Российская программа
Участник конкурса Кинотавра-2007
Удивительным моментом в режиссёрском дебюте сценариста Миндадзе является тот факт, что кино у него получилось сложное, но совсем не в сценарном плане. Будучи «словом произнесённым», сюжет фильма не оставляет за собой неясностей — герой узнаёт об авиакатастрофе, мчится, бросив всё, на опознание, но «опознавать нечего», и потому начинается сомнамбулическое расследование трагедии, на протяжении которого герой успеет полностью перевоплотиться в лётчика, наденет форму и фуражку с крыльями, сумеет разыскать одного из дежуривших в ту ночь диспетчеров, познакомится с другими родственниками погибших и в итоге, согласно заверениям автора, обретёт «свободу в траурные минуты, кощунственную, может быть, свободу».
Фильм со сценарной точки зрения состоит из малосвязанных сцен, необязательных диалогов и неразборчивых фраз малознакомых или незнакомых вовсе людей. Главное же происходит на поле режиссуры и операторского искусства, и смысл картины стоит искать там же. В мечущейся (не новомодно дрожащей, но отчётливо мечущейся по площадке) камере, в филигранно смонтированном «взлёте» в обнимку бредущих по аэропорту героя и стюардессы, когда сначала их движение с заметным усилием ускоряется, потом картинка начинает плыть, как будто камера действительно закреплена на борту взлетающего авиалайнера, потом отрыв — и герой исчезает, оставляя замершую как в невесомости камеру наедине со зрителем.
Все эти игры в сложносочинённый контекст позволили Миндадзе-режиссёру уйти от прямого повествования к отдельным ремаркам, часто в непосредственном процессе просмотра имеющим несколько трактовок, а то и вовсе списываемым залом на сюрреализм. Однако режиссёр знает, о чём снимает, не позволяя диссонировать одному с другим — диалог с комиссией по расследованию сменяется ловлей мародёров, «звонок с того света» в итоге переходит в почти по Лему оживление погибшей жены одного из героев.
Миндадзе поспешили обвинить в невнимательности к зрителю, однако что считать невнимательностью — отсутствие выспренных статичных кадров на пять минут хронометража, или может — просьба сопереживать героям даже через призму их нарочитой отстранённости?
«Отрыв» — концентрированный привкус прошедшей мимо нас череды авиакатастроф последних лет. Теракт не теракт, «один из самых опытных экипажей», ошибка диспетчера или трагическая случайность — по этому бесконечному кругу мечутся журналисты, специалисты, вовлечённые и просто наблюдатели после очередного (какое ужасное слово) крушения. Нужно найти чёрный ящик! Ящик находят, а ничего не меняется.
Переложить чужую трагедию и свой фатализм через призму «специального репортажа» невозможно, слишком тонка грань кича, и Миндадзе подошёл к проблеме иначе, использовав язык призраков — все в этом фильме в той или иной степени мертвецы. Одни умерли, хотя и остались живы, другие остались живы, но бродят перед камерой по этим всем аэропортам, гостиницам, баням и ресторанам подобно призракам из «Живого» (сходство усугубляется Епифанцевым в кадре), пытаясь пережить эту самую свободу пережившего, найдя новый смысл этой жизни.
Далее в этом выпуске: «Секс и философия» «Любовь со словарём»