ММКФ-2007: "Незнакомка", "Путешествие с домашними животными" и другие
Фестиваль завершился, уже подведены итоги, мы же продолжаем публиковать обзоры фестивальных программ, сегодня в частности мы уделим внимание победителю основного конкурса и обладателю приза за лучшую режиссуру, во вторник ждите окончания нашего цикла рецензий, а чуть позже будут опубликованы рецензии на выходящие в российский прокат фильмы из числа показанных в рамках ММКФ.
В этом выпуске: «Путешествие с домашними животными» «Как улов сегодня?» «Я прислуживал английскому королю» «Незнакомка»
В других выпусках: «Ангел» «Железнодорожный роман» «Мой фюрер» «Пёс» «Королёв» «Служанки» «Вива» «Убийство в клане Инугами» «Завет» «Отрыв» «Секс и философия» «Любовь со словарём» «Лес скорби» «У реки» «Парк» «Русский треугольник»
Девушка, поезд, коза
«Путешествие с домашними животными», 2007
Режиссер: Вера Сторожева
Сценарий: Аркадий Красильщиков
Оператор: Олег Лукичев
В ролях: Ксения Кутепова, Дмитрий Дюжев Основной конкурс, «Золотой Георгий»
Русское кино в конкурсе в этом году сплошь состояло из простых историй — тех, которые очень сложно снять, потому что простая история должна быть концентрированным смыслом, должна быть мудростью и философией, рассказанной элементарным языком.
Такова была и картина Веры Сторожевой, и «Путина» Валерия Огородникова, и «У реки» Евы Нейман (хоть и Украина, а всё равно русское кино). Из них Сторожевой ближе всего удалось приблизиться к квинтэссенции этого жанра — притче.
Её героиня Наталья живёт с нелюбимым мужем, которому её продали замуж в 16 лет из детдома, на заброшенном полустанке, они путевые обходчики. Она как будто неживая, проживает день за днём, делает свою работу, не радуется и не страдает, как бы и не знает, что такое жить и чувствовать. Однажды муж умирает, и Наталья начинает самостоятельно открывать для себя жизнь — мы наблюдаем как Наталья оживает, очеловечивается, а окружающий мир постепенно приобретает вкус и краски.
Сдержанная визуальная стилистика — такая же, как сама история, простая и вечная, наполняет картину скупой красотой. Диалоги — односложные реплики Натальи и эмоциональные шофёра Сергея — сведены к минимуму. Созерцание — вот цель этого повествования. Кажущееся иногда холодным и неживым, как и сама главная героиня, оно, тем не менее, имеет свою эстетику, немного тоскующую, немного безысходную, и наполняется теплом лишь в самом конце, когда Наталья увозит из детского дома мальчика, которого решила усыновить, найдя, наконец, смысл своей механической жизни.
Выбор жюри, отдавшего Вере Сторожевой главный приз, уже вызвал нарекания и неприятие некоторой части кинокритики, однако в отсутствие безусловных и несомненных фаворитов этого конкурса, в который умудрились попасть в том числе и картины откровенно коммерческого жанра, которые ещё и были премированы — этот выбор вполне обоснован, даже с поправкой на то, что постановка Сторожевой грешит некоторой театральностью.
Китайская одиссея
«Как улов сегодня?» (“Jin tian de yu ze me yang?”, Китай, Великобритания, 2006)
Режиссер: Гуо Цзяолю
Сценарий: Гуо Цзяолю, Рао Хуэй
В ролях: Гуо Цзяолю, Хао Нин, Рао Хуэй, Янг Цзиян
Программа «Мир Кино»
Год дружбы с Китаем, или пристальный фокус на эту страну — но программа сильно насыщена китайскими выходцами — мировые тенденции? После прекрасного «Парка», казалось, нужно было прыгнуть ещё выше — Гуо Сяолу это не удалось, но его рефлексия застыла почти на той же высоте, только подобралась к ней с другого входа.
Полудокументальные съемки, которые так смутили поначалу киномеханика, принявшегося вещать в телевизионном формате, на деле оказались хитрой уловкой — через 15 минут механик это понял, и изменил формат на более привычный — широкий. Истории двух уже не совсем молодых китайцев переплетаются в деревушке Мохе, различие состоит в том, что один из них — сценарист, другой — выдуманный им герой. Далее — многочисленные рефлексии по поводу мук творчества в современном профанированном донельзя обществе, которые, благодаря тексту сценариста, перерастают — не без влияния «Беглеца» с Харрисоном Фордом — в эскапистский марафон к «самому северному китайскому поселению, где можно увидеть северное сияние».
Вся эта «Адаптация» по-китайски разворачивается, во многом благодаря закадровому голосу сценариста, неторопливо, как бы подталкивая смотрящего на схожую рефлексию. И, учитывая поразительное сходство реалий, вплоть до обожествления западного кино (тут и Пазолини, и плакаты «Матрицы») авторам почти удаётся достичь своей цели. Почти — потому что в последние моменты действие переходит в эту самую деревушку, Мохе, где реальность и кино окончательно дезориентируются — тут вам и русская речь по радио, и «пересечь границу», чтобы спросить у русских рыбаков «как улов сегодня?» — всё это под феноменальный в своем воздействии музыкальный рефрен, подозрительно напоминающий таковой в «2046» Кар-Вая.
Читайте далее: «Я прислуживал английскому королю» «Незнакомка»
1204 Прочтений • [ММКФ-2007: "Незнакомка", "Путешествие с домашними животными" и другие] [16.09.2012] [Комментариев: 0]