Париж — город, где самая вкусная в мире еда и самые красивые виды из окна. Здесь так легко рассказать историю о том, «куда приводят мечты»...
Чем отличается студия «Пиксар» от какого-нибудь знаменитого парижского ресторана? Его шеф-повар никогда не раскроет тайну приготовления лучшего блюда. А «Пиксар», напротив, выпустив на экраны «Рататуй», без утайки и с нескрываемым удовольствием демонстрирует всем свои рецепты.
«Каждый может готовить»: пишешь крепкий сценарий, добавляешь в него юмор, романтику, живые диалоги, погоню, какую-нибудь семейную тайну — всего по вкусу. А вкус и чувство меры у пиксаровских сценаристов всегда были отменными. Главного героя создаёшь по принципу «свой среди чужих, чужой среди своих», делаешь его трогательным и талантливым. Кажется, всё просто. Но заслуга студии «Пиксар» как раз в том и состоит, что, пользуясь известными всем методами, она в очередной раз создала отличный анимационный фильм, где всё гармонично: знакомое и узнаваемое — мило, а новое — неожиданно и изящно.
Чего только не случается с людьми и крысами под крышами Парижа! Режиссёр Брэд Бёрд подошёл к созданию своего детища изобретательно, как заправский шеф-повар к приготовлению нового блюда; приправив традиционную комедийную мелодраму множеством разнообразных киноспеций, он ловко смешал жанры. Драматические моменты сменяются стремительными погонями, например, когда Реми, как настоящий герой экшна, «бэтменом» парит над Сеной. Бёрд нашёл место и для гротескно-буйной старушки: вот она мирно дремлет под кулинарные телепередачи, а через минуту с ружьём наперевес бросается защищать свою собственность — да так страстно, что невольно возникает вопрос: не гонялась ли она в молодости с подружками за каскадером Майком по пыльным дорогам Америки? Не обошлось и без типичных для анимационной комедии шуток: некто на велосипеде, засмотревшись на крысёныша, распластывается на автомобиле, столкнувшись с ним — такие гэги всегда забавны и лишены брутальности.
Что касается персонажей, то, подобно их предшественникам — пиксаровским рыбам, машинкам и супергероям, они, несомненно, должны полюбиться зрителям, и прежде всего Реми с его большими глазами, розовым носиком, богатым воображением и трогательным стремлением мыть лапки перед едой и приготовлением блюд. И Лингвини, его лучший друг и «ученик», и остальные люди в фильме созданы в классической манере: марионеточно-гибкие тела и лица с утрированно-острой, запоминающейся мимикой. Способность рисованных героев выразительным взглядом, поднятой бровью или мимолётным жестом передать настроение персонажа — несомненная заслуга художников-аниматоров.
Лицо, да и весь облик ресторанного критика Антона Эго — антагониста кулинара Гюсто, как и подобает негативному персонажу, слегка напоминает Носферату. Вообще, что касается рисунка и некоторых гэгов, в фильме много традиционного, но в данном случае это скорее комплимент, потому что традиция, соединённая со стремительно развивающейся техникой компьютерной анимации, даёт замечательный результат — каждый персонаж экспрессивен и ярок, это относится и к колоритным эпизодическим героям. Причём типажи выбраны и нарисованы так точно, что характер персонажа очевиден с первых секунд его появления на экране; так, например, увидев Антона Эго, дети в зале громко спрашивают: «А он плохой, правда?»
Если чаще всего полнометражная анимация — лишь способ завлечь в кинотеатр всю семью, то у «Пиксара», как всегда, анимация — естественный и единственно возможный способ рассказать данную историю. Пиксаровские сценаристы никогда не «оживляют» зверей или предметы с единственной целью показать, что ещё те могут сделать «не хуже людей». Здесь во главе угла всегда лихо закрученная история, где персонажи даже не подозревают, что они — герои анимационного фильма. Причём до такой степени, что Реми может заявить: «Ты же картинка! Почему я вообще должен с тобой разговаривать?!» Они живут и действуют, как герои комедийной мелодрамы или романтической комедии. И надо отдать должное сценаристам — присутствующая в фильме предсказуемость объясняется лишь его жанровой принадлежностью; например, мы уверены, что комедийная мелодрама должна закончиться хэппи-эндом, и наши ожидания никто не обманет, но по каким сюжетным тропинкам побежит крысёныш Реми к долгожданному счастливому концу, мы не угадаем и узнаем это, лишь досмотрев «Рататуй» до конца.
Мастерство авторов в том и состоит, что, играя по правилам выбранного жанра, они неожиданными путями идут к ожидаемой развязке. Увы, рисковать готовы далеко не все создатели фильмов: чаще всего их лозунг — «предсказуемо, зато наверняка»; и зритель доволен, получая то, чего ожидал, и особо над сюжетом размышлять не приходится. А если добавить компьютерных спецэффектов, «бессмысленных и беспощадных», то публика и вовсе счастлива будет. Так и идёт кино по маняще-красочной, но всё-таки ведущей в тупик дороге: ведь неизбежно придёт время, когда эпизод типа: «Ты сбил вертолёт машиной» перестанет вызывать улыбку даже у Джона Маклейна и его поклонников.
А студия «Пиксар» — возможно, единственное место в киномире, где у компьютера, как «сотворца» фильма, ещё есть перспектива. «Пиксаровцы» многого добились: с каждым фильмом персонажи становятся всё «реальнее», их мимика всё разнообразнее, а мир, где они живут, воссоздаётся на экране с почти документальной точностью — чего стоит канализационный «водоворот», аж дух захватывает.
Художникам удалось внести достоверность, убедительность и в образы фильма: испуганный Реми с намокшей шёрсткой кажется совершенно живым существом. И в то же время, когда он пытается увернуться от людей в ресторане, когда пребывает в творческом поиске способов «влияния» на своего нового друга Лингвини или в сцене погони, где за ним через весь Париж гонится злой шеф-повар, мы видим и чувствуем — только в анимации можно снять это так весело, динамично — и так условно.
Конечно, «Рататуй» — фильм «для всей семьи»; «Пиксару» всегда удаётся добиться желаемой популярности у взрослых и детей, потому что они снимают фильмы, руководствуясь тезисом: «кино все возрасты покорны». При этом никто здесь не делит шутки на взрослые и детские, не переносит искусственно человеческие взаимоотношения в мир нарисованных животных…
Брэд Бёрд с коллегами словно утверждают: «Такая история могла произойти только с этими героями». Именно крысёныш Реми может мечтать стать шеф-поваром. И лишь молодой Лингвини должен наняться уборщиком в ресторан и повстречать там Колетт, которая всё готовит строго по рецепту. Никто не станет, начиная с первых сцен и до финальных титров, навязывать публике пресловутые семейные ценности. Но, посмотрев фильм, зрители всё-таки ненароком задумаются о себе и своих близких. А ещё в очередной раз убедятся в том, что «дружба помогает нам делать настоящие чудеса» — особенно на кухне!..
«Каждый может готовить». Каждый может мечтать. Каждый может пойти в кино и посмотреть фильм о том, как самые невероятные мечты сбываются в Париже, а ещё — традиционную забавную короткометражку в начале (на сей раз — «о пришельцах») и узнать о пиксаровских планах на наше светлое киноманское будущее. На смену умным крысам спешит «высший разум» роботов…
Ваш столик — у окна с видом на Эйфелеву башню. До встречи в кино! И не забудьте заказать «Рататуй» — фирменное блюдо студии «Пиксар».
1465 Прочтений • [Рататуй: У нас всегда будет Париж] [16.09.2012] [Комментариев: 0]