Представляем последний обзор фильмов программы 29-го Московского международного кинофестиваля, завершившего в субботу свою работу победой фильма Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». В нашем заключительном обзоре читайте о фильме церемонии закрытия новой работе Клода Лелуша, одной из самых громких гала-премьер фестиваля новой картине Франсуа Озона, а также об одной из самых интересных работ конкурсной программы.
Также в ближайшее время читайте в КиноКадре рецензии на фестивальные фильмы, которые появятся в отечественном прокате уже в ближайший месяц: «Мольер», «Жизнь в розовом цвете», «Певец», «Жизнь других» и другие.
В этом выпуске: «Ангел» «Железнодорожный роман» «Мой фюрер» «Пёс»
В других выпусках: «Путешествие с домашними животными» «Как улов сегодня?» «Я прислуживал английскому королю» «Незнакомка» «Королёв» «Служанки» «Вива» «Убийство в клане Инугами» «Завет» «Отрыв» «Секс и философия» «Любовь со словарём» «Лес скорби» «У реки» «Парк» «Русский треугольник»
В общем, все умерли
«Ангел» (“Angel”, Франция, Великобритания, Бельгия), 2007
Режиссер: Франсуа Озон
Сценарий: Франсуа Озон
В ролях: Ромола Гараи, Шарлотта Рэмплинг, Люси Рассел, Майкл Фассбендер, Сэм НилГала-премьеры
В новых картинах Озона всё труднее разглядеть намерения автора, до такой степени, что затруднительно даже понять — становится ли режиссёр дальше от народа, или наоборот ближе к нему. Так было с «8 женщинами», где только остроумный и неожиданный финал объяснил нам истинный смысл этого эксперимента в виде мюзикла-детектива. Так и с «Ангелом» — здесь всё ещё более туманно: поверхностный план картины представляет собой абсолютную развесистую клюкву, традиционно красиво снятую, но кукольную и бессмысленную. Так, будто фильм снимала какая-нибудь барби, с её, барби, представлениями о мире.
И только имя автора на обложке заставляет помнить, что «всегда должен быть подвох», и искать какие-то другие планы, которые, может быть, скажут больше. Но в «Ангеле» об имени автора напоминает только там и сям мелькающая ирония по отношению к главной героине в той части фильма, где она только строчит свои гениальные романы, сидя на стуле голою красивою попой и мечтательно грызя карандаш, и будущее её пока радужно и безоблачно.
Во второй части фильма начинается «разоблачение». Жизнь методично принимается болезненно и грубо сообщать молодой писательнице о своём существовании — война, потеря ребёнка, предательство и уход любимого человека. Нешуточная эта драма плохо вписывается в гламурный мир популярной сочинительницы женских романов, всё пытаясь как бы заменить выдуманную действительность, в которой живёт Энджел, совсем не такой привлекательной реальностью.
Энджел же как будто отказывается верить в существование этой реальности и продолжает жить в вымышленном мире её собственных книг, пока этот мир не рушится окончательно, теряя всё, из чего состоял. То есть режиссёр как бы ведёт нас к тому, что он снял кино о борьбе настоящего и придуманного, о соприкосновении и взаимоуничтожении этих миров. Отсюда и кукольность постановки — фильм сделан так, как будто сняла его сама Энджела, это один из тех романов, которые она сама написала.
Но настоящий замысел режиссёра всё равно остаётся покрыт мраком, потому что если он действительно заключался в раскрытии темы «Welcome to the real world», то никакого нового авторского видения он не представил и даже толком не объяснил, зачем выбрал именно эту проблематику, такую богатую, но замусоленную уже до дыр, не имея никакого оригинального ключа в кармане. А если это всего лишь обыкновенная стилизация под классические мелодрамы 30-50хх, то, увы, что бы там ни говорили о воле к жизни героини «Ангела», якобы заставляющей влюбляться в неё, несмотря на её чудовищные поступки — она, к сожалению, со Скарлет О’Харой и близко не сравнится ни по воле к жизни, ни по уровню исходной проработки персонажа, ни по его итоговому исполнению.
Вокзал для двоих
«Железнодорожный роман» (“Roman de gare”, Франция), 2007
Режиссер: Клод Лелуш
Сценарий: Клод Лелуш
В ролях: Доминик Пино, Фанни Ардан, Мишель Бернье, Мириам Бойер, Одри Дана Фильм закрытия
«Бог — великий режиссёр, ведь ему удалось поставить драму с участием 6 миллиардов человек и внушить каждому из нас мысль, что он исполняет в этом спектакле главную роль, в то время как выясняется, что все 6 миллиардов заняты в массовке».
Клод Лелуш
На фоне отчаянно рефлексирующего, вконец исстрадавшегося фестивального кинематографа абсолютно жизнеутверждающее, хулиганское и смешное кино Лелуша выглядит прямо-таки неприлично, непозволительно здоровым. В нём нет никаких черт аристократически-вырожденческого сублимированного европейского кинематографа, самодостаточно эстетствующего и не нуждающегося в зрителе. Это кино для зрителя, оно играет со зрителем, и зрителю это нравится. А критика спешит придать сомнение словам Лелуша о том, что он всегда старался защищать авторское кино. И в самом деле, несмотря на всю его авторскость, этот фильм замечательно пошёл бы в широком прокате, в нём есть задор и озорство, которое чувствует любая небезнадёжная аудитория.
Лелуш невольно поиздевался над писательской темой, которой было много на этом фестивале и которая носила драматический оттенок — в «Железнодорожном», а точнее «Вокзальном романе» главный герой — литературный негр, который после семи лет литературного рабства решил легализоваться и подписать новый роман своим именем, за что рисковал поплатиться жизнью. В этом фильме тема писателей переплетена с темой серийных убийц, а идеальное убийство является примером эстетического совершенного материала для писателя. Труженики пера здесь наделены неподобающим жизнелюбием, а картинка — сочностью не режиссёрского и сценарного, но операторского кино, однако эти визуальные акценты — подпрыгивающие в грузовике виноградные гроздья крупным планом или плавающий в море бокал с вином — коротки и полностью лишены самолюбования, что ещё более располагает к фильму зрителя.
По сути, через сорок лет после «Мужчины и женщины» мелодраматическая тема в интерпретации Клода Лелуша приобрела оттенок чёрного юмора, перестала быть поэтизированной, но осталась неисправимо романтической. Как выразился на пресс-конференции кто-то из журналистов, Лелуш от сексапильности пришёл с «сексокильности», а сам режиссёр прокомментировал присутствующую в фильме тему убийств, тем, что бог, по его мнению — главный серийный убийца всех времён и народов, а в смерти, возможно, больше воображения, чем в жизни — этот вопрос, в частности, он и пытался изучить своим фильмом.