Что самое приятное с точки зрения общей киногеничности у трансформеров как явления? Если оставить за бортом армию фанатов (эти парни могут усыпать фильм розами, а могут и проклясть навеки) и общую проработанность этой фантастической вселенной, сами трансформеры — это в первую очередь готовый к употреблению видеоряд: сложные трансформации многотонной железной махины из одной формы в другую давно уже вызывали бурное слюноотделение у киношников — в остальном же полная свобода.
Пусть фигурируют в тексте знакомые имена Мегатрон и Оптимус Прайм, в остальном же порядок, цель и способ появления на Земле Автоботов с Десептиконами как бы и неважны. Историю их военных действий на вверенной территории можно безболезненно вертеть так и сяк, не забывая лишь, что Джазз должен много шутить, а Десептиконы сплошь маньяки-убийцы. Кто будет героями «от землян», как всё это начнётся и чем закончится — верти сюжетом наздоровье, лишь бы интереснее, лишь бы больше экшна.
И Майкл Бэй, для которого заморское слово «экшн» уж сколько лет как является такой неотлипающей приставкой к фамилии, взялся за дело с должным размахом. Подхватив у Спилберга ещё тёплое кресло режиссёра, он взял в группу оператора второго «Перевозчика» и знакомого уже нам композитора Стива Яблонски, дав перед тем задание сценаристам изобразить историю так, чтобы вся она снималась в итоге вне студий с их виртуальными голубыми экранами — пусть будущий зубодробительный экшн с участием гигантских и человекоподобных будет «живым и весёлым», с настоящими танками, аваксами, вертолётами и фейерверками, а вот на сэкономленные таким образом при содействии американской армии немалые деньги (легенды о том, что комьютерные волки дешевле живых не более чем легенды) уже нарендерить столько механической компьютерной живности, чтобы чертям в аду стало тошно.
И план этот был реализован: стоит просмотреть всю коллекцию роликов о съёмках, чтобы поразиться, каких чудес может достигнуть нынче техника безо всякого компьютера — нет, горящие танки там в воздухе, конечно, не кувыркаются, а вот машины — вполне кувыркаются, автобусы разламываются пополам посреди широченной автострады, летит во все стороны песок от лап несуществующего Скорпонока, а огромный грузовик можно поднять за переднюю ось одной рукой. Так была заложена та самая живая и весёлая основа для будущего урагана взбунтовавшегося железа. Весёлая — потому что без смеха на ужимки Шиа Лабуфа ещё со времён «Константина: повелителя тьмы» смотреть не получается, а когда он начинает заходиться криком «Нет! Нет! Нет-нет-нет!», таращась посреди съёмочной площадки на пустоту, изображающую очередного трансформера, старику Станиславскому пора пересматривать свои градации куда дальше слова «верю».
Итак, берём много потраченной невпустую плёнки, много машинных часов суперкомпьютеров ILM, много забористой музыки Smashing Pumpkins и Linkin Park (плюс одна знакомая мелодия для ж0лтого автомобиля с оркестром), и пускаем это всё в пляс. Любезное сердцу высокотехнологичное мочилово-чукалово как начинается с первых кадров разгрома американской базы в Катаре, так и продолжается, с шутками и прибаутками, до самого финала, когда наступит долгожданный армагеддон в большом городе и будут жертвы, по крайней мере у касс кинозалов.
Нам покажут немного Кибертрона и расскажут немного об Искре, познакомят с полутора десятками разновидностей трансформеров тоннажем от мобилы до танка (шалун-Мегатрон трансформируется в настоящий «икс-винг», привет Лукасу), полсотни раз они перекинутся так и эдак, в конце концов сойдясь в многотонной городской потасовке с привлечением людской силы и техники. Право, на фоне этой «их драчки» успеет напрочь забыться за крайней необязательностью слово «сюжет», и это даже к лучшему — перед нами приключения крайней степени бесшабашности, а не военная драма, тут между восторгами от массированных спецэффектов (перед большим экраном то и дело ловишь себя на вжимании головы в плечи) принято не глотать крупными кусками слезливо-романтический бред (см. «Человек-паук 3») или мудрствующие рассуждения (см. «Пираты Карибского моря 3»), а веселиться вволю.
Смешной герой, смешные роботы, весёлый афро-хакер, умилительный в своей маечке и трусах агент Сектора Семь (тут тебе и СС, и Супермен с его логотипчиком), гомерический до идиотизма Президент, остряк Джазз (увы, в целом замечательная в плане актёрского таланту локализация в текстах зачастую подвела — перевод почти не оставил на нём живого места, как и от много чего в речах старины Сэма Уитуики), и самое главное — малыша-десептикона Френзи (ух, как он умело шипел по-русски «чорт-чорт-чорт» и не только, прислушайтесь — кстати, перевести для несведующей части зала титры переговоров трансформеров между собой локализаторы почему-то просто забыли).
В итоге — непрерывный драйв с начала и до конца. В те редкие мгновения, когда ничего не палит из всех калибров, не рушится и не трансформируется — море отличного юмора, где всё серьёзно — разливается море экшна. А местами и юмор пополам с экшном в одном кадре. Фантастический боевик по-майклобэевски, с обязательным падением на Землю парочки метеоритов. В итоге у фильма всего-то один недостаток. Сиквел к нему если и будут снимать с тем же составом участников, то явно нескоро, слишком серьёзный на подъём проект. Впрочем, всё теперь зависит от сборов. Наши цели ясны, задачи определены, за дело, товарищи.