Тот факт, что фильмов про привидений было снято Бог весть сколько сотен, не удерживает голливудских режиссёров от новых творений на данную тему. Что, впрочем, имеет свое, вполне логичное, обоснование — заигрывания с большого экрана с потусторонним миром у публики всегда в моде.
Ну а раз есть спрос — будет и предложение. Благо над сценарием, согласно последним веяниям моды, заморачиваться как-то даже некомильфо — на гребень волны взобрались киноадаптации, экранизации и римейки.
Так, начиная снимать «1408», шведский режиссёр Микаэль Хафстрём, убил сразу двух зайцев. Во-первых, фильм, будучи экранизацией одноимённого рассказа Стивена Кинга, априори должен пугать казуального зрителя (маэстро ужаса, как-никак); во-вторых, более вдумчивая публика, нежели заурядные «любители попугаться», найдёт в сценарии, кроме всего прочего, некоторое сходство с наделавшим в своё время много шума фильмом «Сияние» авторства Стэнли Кубрика (по всё тому же Стивену Кингу) — благо, синопсис позволяет проводить параллели.
Майк Энслин (Джон Кьюсак), в меру известный писатель-скептик в пёстрой рубашке, путешествующий по Америке в поисках привидений в номерах гостиниц, тяжело переживает гибель своей дочери. Разуверившись в Боге, чёрте и, тем паче, существовании привидений, про которых сам же и пишет, Майк, получив открытку с видами на нью-йоркский отель «Дельфин» и надписью: «Не оставайся в номере 1408», разумеется, немедленно пакует чемоданы, и устремляется в злосчастный номер — и даже страшные рассказы управляющего отеля Джеральда Олина (Сэмьюел Л. Джексон) про полсотни скончавшихся в этом номере постояльцев ему не помеха.
Крайне интересно наблюдать за тем, как рушится карточный домик скептицизма главного героя — состояние Майка Энслина, начинаясь со стадии привычно-нигилистического изучения «номера с призраками», проходит стадию настороженного любопытства, минует животный ужас, и заканчивается усталой отрешённостью.
Точно в таком же духе меняется и стиль картины — от немного неловкого подражания «Сумеречной зоне», картину начинает кренить в сторону не то «Сайлент Хилла», не то того же кинговско-кубриковского «Сияния», с задумчивыми монологами и изрядной долей психоделики, если не сказать — шизофрении.
Общая невменяемость происходящего подчеркивается непосредственно главным героем, борющимся как со своими «внутренними демонами», так и с «чистым злом», гнездящемся в треклятом номере.
Пожалуй, единственный оплот невозмутимости и здравомыслия — управляющий отеля. Однако, наблюдать сей пример рассудительности зрителю долго не дадут — как ни странно, герой Сэмьюела Л. Джексона, при всей своей харизматичности в образе франтоватого управляющего отеля, находится в кадре не более десяти минут на протяжении всего фильма. За это время, впрочем, успевая дважды вдумчиво пообщаться с главным героем, а также единожды лукаво покачать головой, сидя у камина с сигарой в руке.
Фильм просто изумителен как киноадаптация книги, но как отдельно взятый хоррор — он всего лишь хорош. Из полутора часов повествования под непосредственно «ужасы» выделено около получаса. Остальное время делят между собой вдумчивый, чуть повернутый «триллер» и довольно банальная «драма». И если к триллеру претензий практически нет (разве что иной раз начинают напрягать все эти психоделические штучки а-ля «мне кажется, что мне кажется, что мне кажется»), то с драмой дела обстоят чуть хуже — данный жанр в контексте фильма хоть и не представляет собой белониточную вышивку по воде, но и объективно-необходимой сюжетной составляющей всё же не является.
Однако уж тот ужас, что в фильме есть, отнюдь не пытается просто запугать зрителя чередой резких моментов, но берёт хитро; со знанием дела. Режиссёр, когда ему это нужно, пугает зрителя неожиданно и бескомпромиссно, являя собой пример для подражания многим собратьям по цеху.
Минусом в подходе господина Хафстрёма является, как ни странно, та самая «немасштабность», с которой он подходит к данному вопросу — длинные неспешные монологи и размышления героя, при всей своей важности для продвижения далее по сюжету, беспощадно сбивают ритм, задаваемый хоррор-вставками.
Впрочем, говорить о том, что фильм не удался, нет абсолютно никаких оснований — есть неплохой сценарий (пусть и не великой художественной ценности); множество свежих идей и способов напугать зрителя; достаточно своеобразный подход к повествованию, а также целая кипа разного рода отсылок и намеков, в изучение которых иной синефил углубится с вящей радостью.
Посему, до встречи в номере 1408 — отель «Дельфин», несомненно, будет рад новым постояльцам.