Романтические комедии — жанр необъятный, легкий на подъем и совершенно беспардонный. Когда классические ходы заканчиваются, впору нырнуть в смежные области, чтобы вынести оттуда заветный трофей. Забавно, когда им оказывается наследие детских сказок — своеобразно переосмыслив «Спящую красавицу», авторы, казалось бы, нащупали плодоносную жилу, но на деле оказалось совсем иначе.
История про девушку из богатой семьи, из-за родового проклятья появившуюся на свет со свиным пятачком, на первый взгляд кажется сказкой. И выполнение условий сказочного мира тут как тут — чтобы избавиться от этого, скажем так, недостатка, молодой особе с изрядным приданым нужно выйти замуж за человека ее круга. Однако — время идет, приданое все увеличивается и увеличивается, а смельчаки все чаще убегают, пораженные увиденным. На этом сказочная часть заканчивается, и начинается, в общем, то, зачем люди и пришли — история про любовь с обязательной моралью, не отличающаяся сильно от уже виденных.
То, что Голливуд — конвейер, кажется, знает каждый, все упрекают заокеанских кинопроизводителей в отсутствии фантазии и большой любви к штампам. В данном случае — нам повезло, и, скажем, наличие собаки или отсутствие собаки у главной героини не окажется сюжетообразующим фактором. Режиссер Марк Палански дебютант в большом кино и, надо признать, с дебютом он справился вполне удачно, но или ему не хватило крупногоэкранного опыта (до этого он работал на телевидении), или сказались какие-то другие причины, но «Пенелопа» — крупнейшее надувательство из виденных в последнее время. Картина прикидывается сказкой, являсь таковой первые 20 минут. Потом начитается мелодрама о поиске свободы, какие, к примеру, можно наблюдать почти на каждом американском фестивале независимого кино.
Шикарные барочные площадки, делающие легкий реверанс в сторону Тима Бёртона, сменяются городом-солянкой, одновременно напоминающим и Лондон, и Нью-Йорк. Что в принципе предсказуемо, потому что свиной пятачок Кристины Риччи такой же атавизм, как хороший полицейский в черном квартале — это всего лишь та черта, которая лишает главную героиню возможности сосуществовать с обществом.
И опять, вслед за декорациями (художник-постановщик, наверное, заслужил уже не одну похвалу) снова вспоминается Тим Бёртон и его тип лишнего человека, будь то Эдвард Руки-ножницы или Икабод Крейн из «Сонной лощины» — Палански твердо движется в уже известном направлении, пока сам же от него не отказывается в пользу профильной мелодрамы.
И тут начинаются уступки. Кристина Риччи, продуктивно появляющаяся в сказках для взрослых (та же «Сонная лощина»), здесь, кажется, не особо старается, что сводится в основном к похлопыванию глазками, оставляя внутренний конфликт несоответствия личности на кого угодно, даже на одноглазого карлика-журналиста (да, бывает и такое), но только не для себя. Второй промах в заглавной роли, что вечное дитя Риччи миловидно смотрится даже со свиным шнобелем, и становится совершенно непонятно, отчего так самоотверженно женихи выпрыгивают в окно, пытаясь от нее убежать.
Впрочем, синдром «непонятно, что я тут делаю» удел не только Кристины — родители Пенелопы выглядят, как и полагается родителям «девушки, у которой большие проблемы с миром» — параноидальный отец, импульсивная мать. Кэтрин о'Хара в роли матери вообще такая маленькая сборная киномама в одной личности.
Светлых кастинговых пятен ровно два — Джеймс Макавой, ловко пользующийся своим британским обаянием, и Риз Уизерспун, которая, будучи продюсером, здесь занимает нишу приглашенной звезды. И, если с Макавоем все понятно — еще чуть-чуть, и этого парня начнут приглашать режиссеры уровня Мингеллы, то с Уизерспун на мой взгляд случилась приятная неожиданность. Появляющаяся в общей сложности на 15 минут, как положено приглашенной звезде, она буквально взрывает это милое, оттого приторное, кинопространство, и как здорово и мастерски она это делает — такая рубаха-деваха, точь-в-точь Вайнона Райдер из «Ночи на земле» Джармуша. Наверное, она даже fuck говорит, что, естественно, придает фильму рейтинг «в сопровождении родителей» — вот и прощай детская сказка, хотя продюсерам и не такое позволено. И добавлю — Оскар в своё время она заработала совершенно заслуженно, теперь-то это особенно видно.
Как уже понятно — сказки не получилось, и слоган фильма "A fairytale like no other" оказался благополучно загублен. Начинавшаяся как сказочная история, даже козырнувшая несколько раз интересными визуальными эффектами, «Пенелопа» на деле сводится к милой романтической истории, звезд с неба не хватающей, но и в лужу откровенно не падающей. Обидно, что режиссеру не хватило сил добиться общей цельности, отчего после просмотра создается впечатление, что попал на double-feature — сказка и мелодрама по цене одного, даром что не грайндхаус, но дебютанту такое простительно. И милая традиция — делать рекламную кампанию из того, чего нет или ровно на пять минут, что подмачивает репутацию достойной во всех смыслах картине. Ну, что реклама это мировое зло, было понятно и без «Пенелопы», хорошо хоть не догадались продавать на входе накладные поросячьи пятачки — то-то было бы настоящее свинство.